Министерство образования Республики Мордовия ГБПОУ РМ «Краснослободский аграрный техникум» ПРОГРАММА учебной практики ПМ 02. «Защита почв от эрозии и дефляции, воспроизводство их плодородия» УП.02.01. «Проведение агротехнических мероприятий по защите почв от эрозии и дефляции» специальности 35.02.05 «Агрономия» СОДЕРЖАНИЕ I. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ II. РЕЗУЛЬТАТ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ III. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ IV. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ V. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ I. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПМ 02. «Защита почв от эрозии и дефляции, воспроизводство их плодородия». Раздел 1. «Проведение агротехнических мероприятий по защите почв от эрозии и дефляции». 1.1. Область применения программы Программа учебной практики (УП) ПМ 02. «Защита почв от эрозии и дефляции, воспроизводство их плодородия» и раздел 1 «Проведение агротехнических мероприятий по защите почв от эрозии и дефляции» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности «Агрономия» в части освоения квалификации агроном и основного вида профессиональной деятельности (ВПД): «Защита почв от эрозии и дефляции, воспроизводство их плодородия». 1.2. Цель и задачи учебной практики Целью учебной практики является закрепление и углубление теоретических знаний, приобретение практических навыков. В период практики студенты приобретают следующие умения и навыки: - рекогносцированного обследования местности; - закладки почвенного разреза и описания его; - отбора почвенных образцов из генетических горизонтов; - определения основных типов почв по морфологическим признакам; - анализа образцов почв по генетическим горизонтам на воднофизические и химические свойства; - составление почвенной карты и почвенного очерка; - разработки систем противоэрозионных мероприятий; - контроля качества основных видов полевых работ; - обследования мелиоративной сети хозяйства. I. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ В результате прохождения учебной практики ПМ 02. «Защита почв от эрозии и дефляции, воспроизводство их плодородия» Раздел 1 «Проведение агротехнических мероприятий по защите почв от эрозии и дефляции» студенты должны освоить следующие профессиональные компетенции (ПК): Код ПК 1.1 ПК 1.2 ПК 1.3 Наименование результата обучения Повышать плодородие почв. Проводить агротехнические мероприятия по защите почв от эрозии и дефляции. Контролировать состояние мелиоративных систем. Форма контроля: Итогом практики является дифференцированный зачет. III. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ Код ПК Наименование тем и разделов Содержание учебного материала ПК 1.1 Тема 1. Полевое обследование - проведение рекогносцировочного обследования местности; почв хозяйства. - проложение маршрута полевого исследования почв; - выбор места и закладка контрольного разреза; ПК 1.1 Тема 2. Закладка почвенного - выполнение почвенного разреза; - описание почвенного разреза; разреза и описание его. - отбор почвенных образцов из генетических горизонтов почвы; - отбор почвенного монолита; ПК 1.1 Тема 3. Анализ образцов почв по - анализ образцов почв на водных свойств генетическим горизонтам на определение определение водно-физических генетических горизонтов; свойств и химического состава. - анализ образцов почв на определение физических свойств; - анализ образцов почв на определение химического состава; ПК 1.1 Тема 4. Составление крупно- - составление почвенной карты; масштабной почвенной карты и - объединение почв в агропроизводственные группы; почвенного очерка. - написание почвенного очерка; Кол-во часов 2 Формат практик (указание базы практики) Учебнопроизводственное хозяйство Уровень усвояемости 2-3 Учебнопроизводственное хозяйство 2-3 Учебная лаборатория 2-3 Учебная лаборатория 2-3 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 ПК 1.2 Тема 4. Разработка системы - разработка мероприятий по организации противоэрозионных меропри- противоэрозионной территории; ятий предприятия. - разработка мероприятий по введению почвозащитных севооборотов. - разработка противоэрозионной системы обработки почвы против водной эрозии; - разработка системы гидротехнических мероприятий по борьбе с водной эрозией; - разработка плана противоэрозионной посадки лесных насаждений; ПК 1.1 Тема 5. Определение агротехни- - определение агротехнических ческих требований к требований к культивации; культивации, прикатыванию и - определение агротехнических к прикатыванию посеву яровых зерновых требований культур, посадке картофеля и посевов яровых зерновых культур; - определение агротехнических посеву кормовой свеклы требований к боронованию; - определение агротехнических требований к посеву зерновых культур; ПК 1.1 Тема 6. Определение агротехни- - определение агротехнических ческих требований к лущению и требований к лущению; - определение агротехнических вспашке. требований к вспашке; Учебная лаборатория 2-3 Учебнопроизводственное хозяйство 2-3 Учебнопроизводственное хозяйство 2-3 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 ПК 1.1 Тема 7. Определение водных - определение влагопроникаемости; -определение влагоемкости; свойств почвы - определение влажности почты; - решение задач по определению общего запаса влаги, недоступной и продуктивной влаги в почве ПК 1.3 Тема 8. Обследование мелиора- - обследование мелиоративной сети тивной сети хозяйства, хозяйства. выявление необходимости очистки элементов сети от заиления и зарастания. Итого: 2 2 2 54 Учебнопроизводственное хозяйство, учебная лаборатория 2-3 Учебнопроизводственное хозяйство 2-3 IV. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Учебная лаборатория «Земледелие с почвоведением, сельскохозяйственная мелиорация и агрометеорология» Оснащение: 1. Рабочие места по количеству обучающихся. 2. Рабочее место преподавателя. Материалы и оборудование: макет строения Земли; макет «Овраги»; коллекция минералов и горных пород; почвенные монолиты; бороздомер; профилемер; шкала твердости Мооса; макеты почвообрабатывающих орудий; трость агронома; прибор Алямовского; бур для взятия почвенных проб; таблицы; плакаты; схемы; учебно-методические материалы; инструкционные карты для проведения практики; комплект индивидуальных заданий; пакеты контрольных вопросов и заданий для тестирования. Оборудование учебной лаборатории: - посадочные места по количеству обучающихся; - РH-метр; - химическая посуда; - прибор для фильтрования: прибор для вырезания фильтров; - прибор Кирсанова для определения содержания фосфора в почве; - влагомер электрический; - прибор для взятия средней пробы почвы; - весы аналитические; - сушильный шкаф электрический (Ш-0,05); - чашки фарфоровые; - шпатели; - сита почвенные (С-195); - бюкс; - химические реактивы. - ящики для взятия монолита - трактор МТЗ -82; МТЗ-82.1 - плуг ПЛН -8-40 - дискатор – БДМ -4 - культиваторы ИМТ16-61; КПС-5; КТМ-8; ООН-2.8; КПС-4 - опрыскиватели ОП-200 с навесным оборудованием «Радуга-5» - разбрасыватель минеральных удобрений МВЦ -1200 - дискатор -БДМ 3х2; - эксперт рН – метр № 2142 - прибор для определения кислотности почвы-330; -весы электронные, лабораторные ВК-600; - весы электронные, лабораторные ВК-300; - почвенная лаборатория SIH – 14; - шкаф химический вытяжной ШВ «Ламинар –С, 1,0»; - прибор для анализа почвы «4 в 1» ТПЦ-1; - профессиональная полевая сумка агронома. V. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Перечень учебных литературы изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной Основные источники: 1. Ковриго В.П., Кауричев И.С., Бурлакова Л.М. Почвоведение с основами геологии. – М. Колос, 2004. 2. Лыков А.М., Коротков Н.И., Муха Д.В. Агропочвоведение. – М. Колос, 2005. 3. Пупонин А.И., Баздырев Г.И., Лошаков В.Г. и др. Земледелие. – М. КолосС, 2005. 4. Хабаров А.В., Яскин А.А. Почвоведение. – М. Колос, 2004.ъ 5. Яскин А.А., Хабаров А.В., Груздева Л.П. и др. Практикум по почвоведению с основами геоботаники. – М. Колос, 2003. Дополнительные источники: 1. Мальцев В.Ф., Никифоров М.И., Лямцев В.П. и др. Обучающая программа по общему земледелию. – Брянск. Изд.-во Брянской ГСХА, 2008. 2. Щетинина А.С. Земледелие Мордовии. – Саранск, 2001. 3. Интернет-ресурсы.