Министерство образования Республики Мордовия Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Мордовия «Краснослободский аграрный техникум» Утверждаю: Директор ГБПОУ РМ «Краснослободский аграрный техникум» ____________Г.В.Ятайкин РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.09. «ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ» для специальности 35.02.08 Электротехнические системы в агропромышленном комплексе (АПК). 2023 1 Рассмотрена и одобрена на заседания предметной (цикловой) комиссии обепрофессиональных и специальных дисциплин Председатель________Н.А.Катищина Протокол №____от «____» ______20___г. Рекомендована Методическим советом ГБПОУ РМ «Краснослободский аграрный техникум» Заместитель директора по учебной работе _______________________Т.В. Шитова Протокол №____от «____» ______20___г. Рабочая программа учебной дисциплины ОП.09. «Электротехнические материалы» Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (приказ Министерства просвещения РФ от 27 мая 2022 года № 368) для специальности среднего профессионального образования 35.02.08 Электрические системы в агропромышленном комплексе (АПК) Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Мордовия «Краснослободский аграрный техникум» Разработчик: Катищина Н.А.,преподаватель общеопрофессиональных дисциплин Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Мордовия «Краснослободский аграрный техникум» 2 Приложение 3.15 к ПООП-П по специальности35.02.08 Электротехнические системы в агропромышленном комплексе (АПК) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3 ОП.09 «ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ» 2023 год 4 СОДЕРЖАНИЕ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОП.09 Электротехнические материалы» 1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы: Учебная дисциплинаОП.09 Электротехнические материалы»является обязательной частью общепрофессионального циклаПООП-П в соответствии с ФГОС СПО по специальности 35.02.08 Электротехнические системы в агропромышленном комплексе .Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ПК3.1;ОК -01, ОК-04, ОК -07, 1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины: В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания1 Код ПК, ОК2 ПК 3.1 Код умений Умения3 У 03.01 Код знаний Знания4 З 03.01 использовать электрические машины и аппараты; использовать средства автоматики; проводить техническое обслуживание и ремонт типовых районных и потребительских трансформаторных подстанций, схем защиты высоковольтных и низковольтных линий; осуществлять надзор и контроль за состоянием и эксплуатацией светотехнических и электротехнологических установок; осуществлять техническое обслуживание и ремонт автоматизированной системы технологических процессов, систем автоматического элементы и системы автоматики и телемеханики, методы анализа и оценки их надежности и техникоэкономической эффективности; систему эксплуатации, методы и технологию наладки, ремонта и повышения надежности электрооборудования и средств автоматизации сельскохозяйственного производства. основы построения систем автоматического управления; элементную базу контроллеров; основы автоматических и телемеханических устройств; меры безопасности при эксплуатации и техническом . 6 ОК 01 управления, электрооборудования и средств автоматизации сельского хозяйства; применять элементы автоматики по их функциональному назначению; производить работы по эксплуатации и техническому обслуживанию систем автоматизации; оптимизировать работу электрооборудования; распознавать задачу и/или Зо 01.01 проблему в профессиональном и/или социальном контексте обслуживании автоматических систем; Уо 01.02 анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части систем автоматизации Зо 01.02 Уо 01.03 определять этапы решения задачи по эксплуатации и техническому обслуживанию систем автоматизации Зо 01.03 основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях Уо 01.04 выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы Зо 01.04 методы работы в профессиональной и смежных сферах Уо 01.05 составлять план действия Зо 01.05 структуру плана для решения задач Уо 01.06 определять необходимые ресурсы Зо 01.06 порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности У о 01.01 актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить 7 ОК 07 Уо 01.07 владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах Зо 01.07 Уо 01.08 реализовывать составленный план Зо 01.08 У о 01.09 оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника) Зо 01.09 Уо 07.01 соблюдать нормы экологической безопасности; З о 07.01 Уо 07.02 определять направления З о 07.02 ресурсосбережения в рамках профессиональной деятельности по специальности, осуществлять работу с соблюдением принципов бережливого производства Уо 07.03 организовывать профессиональную деятельность с учетом знаний об изменении климатических условий региона правила экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности основные ресурсы, задействованные в профессиональной деятельности З о 07.03 пути обеспечения ресурсосбережения З о 07.04 принципы бережливого производства изменения З о 07.05 основные направления изменения климатических условий региона 8 ОК 09 Уо 09.01 Уо 09.02 понимать общий смысл З о 09.01 четко произнесенных высказываний на известные темы (профессиональные и бытовые), понимать тексты на базовые профессиональные темы участвовать в диалогах на З о 09.02 знакомые общие и профессиональные темы Уо 09.03 строить простые высказывания о себе и о своей профессиональной деятельности З о 09.03 Уо 09.04 кратко обосновывать и объяснять свои действия (текущие и планируемые) писать простые связные сообщения на знакомые или интересующие профессиональные темы З о 09.04 Уо 09.05 З о 09.05 правила построения простых и сложных предложений на профессиональные темы основные общеупотребительные глаголы (бытовая и профессиональная лексика) лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и процессов профессиональной деятельности особенности произношения правила чтения текстов профессиональной направленности 9 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем в часах Объем образовательной программы учебной дисциплины 74 в т.ч. в форме практической подготовки в т. ч.: теоретическое обучение 34 лабораторные работы (если предусмотрено) 20 практические занятия (если предусмотрено) 14 курсовая работа (проект) (если предусмотрено для специальностей) - Самостоятельная работа Промежуточная аттестация экзамен 6 10 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Наименование разделов и тем Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся Объем, акад. ч / в том числе в форме практической подготовки, акад ч 1 2 Раздел 1. Классификация электротехнических материалов 3 6/3 Тема 1.1. Общие сведения о строении вещества 6/3 Содержание учебного материала Общие сведения о строении вещества. Классификация электротехнических материалов. Агрегатные состояния. Свойства и характеристики электроматериалов. Практическое занятие 1. Изучение свойств конструкционных и электротехнических материалов 4/1 Коды компетенций и личностных результатов5, формированию которых способствует элемент программы Код Н/У/З 4 ПК3.1; ОК 01, ОК 07, ОК 09. КК 1 – КК4 Н 3.01 У 3.01 З 3.01 Уо01.01Уо01.09 Зо01.01Зо01.09 2/2 Уо 07.0107.03 Зо07.01Зо07.03. Уо09.01- 11 Уо09.05 3о09.01Зо09.05 Раздел 2. Проводниковые материалы Тема 2.1. Содержание учебного материала Классификация Классификация проводниковых материалов по механическим, электрическим, проводниковых тепловым, физико-химическим свойствам. Материалы с высокой материалов проводимостью. Материалы с высоким сопротивлением. Общие сведения. Материалы для термопар В том числе практических и лабораторных занятий Практическое занятие 2. Выполнение сравнительного анализа материалов с малым удельным сопротивлением Практическое занятие 3. Выполнение сравнительного анализа материалов с высоким сопротивлением 12/10 6/6 2/2 ПК3.1; ОК 01, ОК 07, ОК 09. КК 1 – КК4 Н 3.01 У 3.01 З 3.01 Уо01.01Уо01.09 Зо01.01Зо01.09 4/4 2/2 Уо 07.0107.03 Зо07.01Зо07.03. 2/2 Уо09.01Уо09.05 3о09.01Зо09.05 Тема 2.2. Проводниковые материалы и сплавы различного применения Содержание учебного материала Проводниковые материалы и сплавы различного применения. Основные свойства и характеристики. Область применения. В том числе практических и лабораторных занятий Практическое занятие 4. Выполнение сравнительного анализа жаростойких проводниковых материалов и благородных материалов Практическое занятие 5. Изучение характеристик неметаллических 6/4 2 4/4 2/2 2/2 ПК3.1; ОК 01, ОК 07, ОК 09. КК 1 – КК4 Н 3.01 У 3.01 З 3.01 Уо01.01Уо01.09 12 Зо01.01Зо01.09 проводниковых материалов Самостоятельная работа обучающихся Уо 07.0107.03 Зо07.01Зо07.03. Уо09.01Уо09.05 3о09.01Зо09.05 Раздел 3. Полупроводниковые материалы Тема 3.1. Общие Содержание учебного материала сведения о Определение; свойства; факторы, влияющие на изменение проводимости полупроводниковых полупроводников. материалах и В том числе практических и лабораторных занятий изделиях Практическое занятие 6. Изучение основных характеристик простых полупроводников 18/12 4/2 2 2/2 ПК3.1; ОК 01, ОК 07, ОК 09. КК 1 – КК4 Н 3.01 У 3.01 З 3.01 Уо01.01Уо01.09 Зо01.01Зо01.09 2/2 Уо 07.0107.03 Зо07.01Зо07.03. Уо09.01Уо09.05 3о09.0113 Зо09.05 Тема 3.2. Основные свойства полупроводников Содержание учебного материала Сравнение свойств полупроводников, металлов и диэлектриков. Механизм собственной и примесной проводимости полупроводников. Основные требования к полупроводниковым материалам. Электрические параметры, определяющие свойства полупроводников В том числе практических и лабораторных занятий Практическое занятие 7. Экспериментальное определение типа проводимости полупроводников Практическое занятие 8. Изучение сущности вентильного эффекта, возникающего при контакте полупроводников с разным типом проводимости Практическое занятие 9. Определение параметров полупроводникового транзистора по его вольтамперным характеристикам 10/8 4/2 ПК3.1; ОК 01, ОК 07, ОК 09. КК 1 – КК4 Уо01.01Уо01.09 Зо01.01Зо01.09 6/6 2/2 2/2 Уо 07.0107.03 Зо07.01Зо07.03. Уо09.01Уо09.05 3о09.01Зо09.05 2/2 Тема 3.3. Классификация полупроводниковых материалов, их свойства и применение Содержание учебного материала Классификация полупроводников. Чистые элементарные полупроводники – кремний, германий, селен, их свойства и области применения. Бинарные полупроводниковые соединения типа AIIBVI, AIVBIV и AIIIBV, их свойства и области применения. Многокомпонентные полупроводниковые соединения, их свойства и области применения. 4/2 4/2 Н 3.01 У 3.01 З 3.01 ПК3.1; ОК 01, ОК 07, ОК 09. КК 1 – КК4 Н 3.01 У 3.01 З 3.01 Уо01.01Уо01.09 Зо01.01Зо01.09 Уо 07.0114 07.03 Зо07.01Зо07.03. Уо09.01Уо09.05 3о09.01Зо09.05 Раздел 4. Диэлектрические материалы Тема 4.1. Свойства Содержание учебного материала диэлектриков. Общие Общие сведения. Основные свойства и характеристики. Агрегатные сведения, состояния. Твердые диэлектрики. Виды. Органические и неорганические классификация твердые диэлектрические материалы. Основные свойства и характеристики: электрические, механические, тепловые, влажностные, физико-химические. В том числе практических и лабораторных занятий Практическое занятие 10. Изучение характеристик твердых диэлектриков 22/12 6/4 4/2 ПК3.1; ОК 01, ОК 07, ОК 09. КК 1 – КК4 Н 3.01 У 3.01 З 3.01 Уо01.01Уо01.09 Зо01.01Зо01.09 Уо 07.0107.03 Зо07.01Зо07.03. 2/2 Уо09.01Уо09.05 3о09.01Зо09.05 Тема 4.2. Газообразные и Содержание учебного материала Физико-химическая сущность проводимости газов в однородном и 8/4 4 ПК3.1; Н 3.01 15 жидкие диэлектрики неоднородном электрическом поле. Области применения газообразных диэлектриков. Физико-химическая сущность проводимости и пробоя жидких диэлектриков. Синтетические жидкие диэлектрики, их свойства и области применения. Кремнийорганические и фторорганические жидкости: структура, свойства, области применения. В том числе практических и лабораторных занятий Практическое занятие 11. Испытания свежего и эксплуатационного трансформаторного масла Практическое занятие 12. Проверка электрической прочности электроизоляционных изделий ОК 01, ОК 07, ОК 09. КК 1 – КК4 Уо01.01Уо01.09 Зо01.01Зо01.09 4/4 2/2 Уо 07.0107.03 Зо07.01Зо07.03. 2/2 Тема 4.3. Волокнистые электроизоляционные материалы. Лаки, эмали, компаунды Содержание учебного материала Виды волокон, применяемых в качестве электроизоляционных материалов. Воскообразные диэлектрики, применяемые для пропитки волокнистых диэлектриков. Состав и классификация лаков и эмалей. Требования, предъявляемые к лаковым основам, растворителям, пигментам. Основные характеристики лаков и эмалей. Состав, классификация и назначение компаундов. В том числе практических и лабораторных занятий Практическое занятие 13. Определение состава и назначение компаундов Практическое занятие 14. Изучение особенностей конструкции керамических и стеклянных изоляторов Практическое занятие 15. Влияние твердой изоляции и конструкционных материалов на старение трансформаторного масла У 3.01 З 3.01 8/6 2 6/6 2/2 2/2 2/2 Уо09.01Уо09.05 3о09.01Зо09.05 ПК3.1; ОК 01, ОК 07, ОК 09. КК 1 – КК4 Н 3.01 У 3.01 З 3.01 Уо01.01Уо01.09 Зо01.01Зо01.09 Уо 07.0107.03 Зо07.01- 16 Зо07.03. Уо09.01Уо09.05 3о09.01Зо09.05 Раздел 5. Магнитные материалы Тема 5.1. Содержание учебного материала Классификация Понятие силового электромагнитного поля и линий магнитной индукции. материалов по Силовые характеристики магнитного поля. Связь магнитных свойств со магнитным свойствам строением вещества. Классификация материалов по магнитным свойствам. Основные характеристики ферромагнитных материалов 10/6 4/2 ПК3.1; ОК 01, ОК 07, ОК 09. КК 1 – КК4 Н 3.01 У 3.01 З 3.01 Уо01.01Уо01.09 Зо01.01Зо01.09 Уо 07.0107.03 Зо07.01Зо07.03. 4/2 Уо09.01Уо09.05 3о09.01Зо09.05 Тема 5.2. Магнитотвёрдые материалы Содержание учебного материала Классификация магнитотвёрдых материалов и их основные характеристики. Литые магнитотвёрдые сплавы. Порошковые магнитотвердые материалы. Сплавы для магнитных носителей информации. Жидкие магнитные 6/4 2 ПК3.1; ОК 01, ОК 07, ОК 09. Н 3.01 У 3.01 З 3.01 17 материалы. В том числе практических и лабораторных занятий Практическое занятие 16. Изучение основных характеристик магнитотвердых материалов Практическое занятие 17. Изучение основных характеристик магнитомягких материалов КК 1 – КК4 4/4 2/2 2/2 Уо01.01Уо01.09 Зо01.01Зо01.09 Уо 07.0107.03 Зо07.01Зо07.03. Уо09.01Уо09.05 3о09.01Зо09.05 Промежуточная аттестация экзамен Всего: 6 74/34 18 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения: Кабинет «Электротехники»., оснащенный в соответствии с п. 6.1.2.3 образовательной программы поспециальности 35.02.08 «Электротехнические системы в агропромышленном комплексе» 3.2. Информационное обеспечение реализации программы Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда образовательной организации выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список может быть дополнен новыми изданиями. 3.2.1. Основные печатные издания 1. Тимофеев, И. А. Электротехнические материалы и изделия: учебное пособие для среднего профессионального образования / И. А. Тимофеев. — Санкт-Петербург: Лань, 2021. — 268 с. — ISBN 978-5-8114-6836-2. 3.2.2. Основные электронные издания 1.Угольников, А. В. Электроматериаловедение : учебник для среднего профессионального образования / А. В. Угольников. — Саратов: Профобразование, Ай Пи Ар Медиа, 2019. — 187 c. — ISBN 978-5-4488-0265-2, 978-5-4497-0024-7. — Текст: электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО PROFобразование [сайт]. — URL: https://profspo.ru/books/82686 2. Тимофеев, И. А. Электротехнические материалы и изделия: учебное пособие для спо / И. А. Тимофеев. — Санкт-Петербург Лань, 2021. — 268 с. — ISBN 978-5-8114-68362. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/153639 (дата обращения: 29.10.2021). — Режим доступа: для авториз. пользователей. 3.2.3. Дополнительные источники 1. Солодов, В. С. Надежность радиоэлектронного оборудования и средств автоматики : учебное пособие для среднего профессионального образования / В. С. Солодов, Н. В. Калитёнков. — Санкт-Петербург: Лань, 2020. — 220 с. — ISBN 978-58114-6506-4. — Текст электронный // Лань электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/148039 (дата обращения: 29.10.2021). — Режим доступа: для авториз. пользователей. 19 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Результаты обучения общую классификацию материалов, их основные свойства и область применения. Критерии оценки воспроизводит полученные знания Методы оценки интерактивный опрос, компьютерное тестирование, защита реферативных работ, решение контекстных задач; устный ответ; письменный опрос; оценка результатов экзамен определять основные свойства материалов использует электротехнические материалы, применяемые в комплектующих изделиях, электрических машинах, электрооборудовании; использует методы оценки основных электротехнических материалов. экспертная оценка отчета по практическим работам, экспертное наблюдение за решением ситуационных задач в сфере профессиональной деятельности. экзамен 20