Министерство образования Республики Мордовия
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Республики Мордовия «Краснослободский аграрный техникум»
Утверждаю:
Директор ГБПОУ РМ
«Краснослободский аграрный
техникум»
____________Г.В.Ятайкин
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.09. «ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ»
для специальности 35.02.08 Электротехнические системы в агропромышленном
комплексе (АПК).
2023
1
Рассмотрена и одобрена
на заседания предметной (цикловой)
комиссии обепрофессиональных
и специальных дисциплин
Председатель________Н.А.Катищина
Протокол №____от «____» ______20___г.
Рекомендована Методическим советом
ГБПОУ РМ «Краснослободский
аграрный техникум»
Заместитель директора по учебной работе
_______________________Т.В. Шитова
Протокол №____от «____» ______20___г.
Рабочая программа учебной дисциплины
ОП.09. «Электротехнические материалы»
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта (приказ Министерства просвещения РФ от 27 мая
2022 года № 368) для специальности среднего профессионального образования
35.02.08 Электрические системы в агропромышленном комплексе (АПК)
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Республики Мордовия «Краснослободский
аграрный техникум»
Разработчик:
Катищина Н.А.,преподаватель общеопрофессиональных дисциплин
Государственного
бюджетного
профессионального
образовательного
учреждения Республики Мордовия «Краснослободский аграрный техникум»
2
Приложение 3.15
к ПООП-П по специальности35.02.08 Электротехнические системы в
агропромышленном комплексе (АПК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3
ОП.09 «ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ»
2023 год
4
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОП.09 Электротехнические материалы»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплинаОП.09 Электротехнические материалы»является обязательной частью
общепрофессионального циклаПООП-П в соответствии с ФГОС СПО по специальности
35.02.08 Электротехнические системы в агропромышленном комплексе .Особое значение
дисциплина имеет при формировании и развитии ПК3.1;ОК -01, ОК-04, ОК -07,
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения
и знания1
Код
ПК, ОК2
ПК 3.1
Код
умений
Умения3
У 03.01
Код знаний
Знания4
З 03.01
использовать
электрические машины и
аппараты;
использовать
средства
автоматики;
проводить
техническое
обслуживание и ремонт
типовых районных и
потребительских
трансформаторных
подстанций, схем защиты
высоковольтных
и
низковольтных линий;
осуществлять надзор и
контроль за состоянием и
эксплуатацией
светотехнических
и
электротехнологических
установок;
осуществлять
техническое
обслуживание и ремонт
автоматизированной
системы технологических
процессов,
систем
автоматического
элементы и системы
автоматики
и
телемеханики, методы
анализа и оценки их
надежности и техникоэкономической
эффективности;
систему эксплуатации,
методы и технологию
наладки, ремонта и
повышения надежности
электрооборудования и
средств автоматизации
сельскохозяйственного
производства.
основы
построения
систем автоматического
управления;
элементную
базу
контроллеров;
основы автоматических
и
телемеханических
устройств;
меры безопасности при
эксплуатации и
техническом
.
6
ОК 01
управления,
электрооборудования
и
средств
автоматизации
сельского хозяйства;
применять
элементы
автоматики
по
их
функциональному
назначению;
производить работы по
эксплуатации
и
техническому
обслуживанию
систем
автоматизации;
оптимизировать работу
электрооборудования;
распознавать задачу и/или Зо 01.01
проблему
в
профессиональном
и/или
социальном
контексте
обслуживании
автоматических систем;
Уо 01.02
анализировать задачу
и/или проблему и
выделять её составные
части систем
автоматизации
Зо 01.02
Уо 01.03
определять этапы
решения задачи по
эксплуатации и
техническому
обслуживанию систем
автоматизации
Зо 01.03
основные источники
информации
и ресурсы для решения
задач и проблем
в профессиональном
и/или социальном
контексте
алгоритмы выполнения
работ в
профессиональной и
смежных областях
Уо 01.04
выявлять и эффективно
искать информацию,
необходимую для
решения задачи и/или
проблемы
Зо 01.04
методы работы в
профессиональной и
смежных сферах
Уо 01.05
составлять план действия
Зо 01.05
структуру плана для
решения задач
Уо 01.06
определять необходимые
ресурсы
Зо 01.06
порядок оценки
результатов решения
задач
профессиональной
деятельности
У о 01.01
актуальный
профессиональный
и социальный контекст,
в котором приходится
работать и жить
7
ОК 07
Уо 01.07
владеть актуальными
методами работы
в профессиональной и
смежных сферах
Зо 01.07
Уо 01.08
реализовывать
составленный план
Зо 01.08
У о 01.09
оценивать результат и
последствия своих
действий (самостоятельно
или с помощью
наставника)
Зо 01.09
Уо 07.01
соблюдать нормы
экологической
безопасности;
З о 07.01
Уо 07.02
определять направления
З о 07.02
ресурсосбережения в
рамках профессиональной
деятельности по
специальности,
осуществлять работу с
соблюдением принципов
бережливого
производства
Уо 07.03
организовывать
профессиональную
деятельность с учетом
знаний об изменении
климатических условий
региона
правила экологической
безопасности при
ведении
профессиональной
деятельности
основные ресурсы,
задействованные
в профессиональной
деятельности
З о 07.03
пути обеспечения
ресурсосбережения
З о 07.04
принципы бережливого
производства
изменения
З о 07.05
основные направления
изменения
климатических условий
региона
8
ОК 09
Уо 09.01
Уо 09.02
понимать общий смысл
З о 09.01
четко произнесенных
высказываний на
известные темы
(профессиональные и
бытовые), понимать
тексты на базовые
профессиональные темы
участвовать в диалогах на З о 09.02
знакомые общие
и профессиональные темы
Уо 09.03
строить простые
высказывания о себе и о
своей профессиональной
деятельности
З о 09.03
Уо 09.04
кратко обосновывать и
объяснять свои действия
(текущие и планируемые)
писать простые связные
сообщения на знакомые
или интересующие
профессиональные темы
З о 09.04
Уо 09.05
З о 09.05
правила построения
простых и сложных
предложений на
профессиональные
темы
основные
общеупотребительные
глаголы (бытовая и
профессиональная
лексика)
лексический минимум,
относящийся к
описанию предметов,
средств и процессов
профессиональной
деятельности
особенности
произношения
правила чтения текстов
профессиональной
направленности
9
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем в часах
Объем образовательной программы учебной дисциплины
74
в т.ч. в форме практической подготовки
в т. ч.:
теоретическое обучение
34
лабораторные работы (если предусмотрено)
20
практические занятия (если предусмотрено)
14
курсовая работа (проект) (если предусмотрено для специальностей)
-
Самостоятельная работа
Промежуточная аттестация экзамен
6
10
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся
Объем, акад. ч / в
том числе в
форме
практической
подготовки, акад
ч
1
2
Раздел 1. Классификация электротехнических материалов
3
6/3
Тема 1.1. Общие
сведения о строении
вещества
6/3
Содержание учебного материала
Общие сведения о строении вещества. Классификация
электротехнических
материалов.
Агрегатные
состояния.
Свойства
и
характеристики
электроматериалов.
Практическое занятие 1. Изучение свойств конструкционных и
электротехнических материалов
4/1
Коды
компетенций и
личностных
результатов5,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
Код
Н/У/З
4
ПК3.1;
ОК 01, ОК 07,
ОК 09.
КК 1 – КК4
Н 3.01
У 3.01
З 3.01
Уо01.01Уо01.09
Зо01.01Зо01.09
2/2
Уо 07.0107.03
Зо07.01Зо07.03.
Уо09.01-
11
Уо09.05
3о09.01Зо09.05
Раздел 2. Проводниковые материалы
Тема 2.1.
Содержание учебного материала
Классификация
Классификация проводниковых материалов по механическим, электрическим,
проводниковых
тепловым, физико-химическим свойствам. Материалы с высокой
материалов
проводимостью. Материалы с высоким сопротивлением. Общие сведения.
Материалы для термопар
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие 2. Выполнение сравнительного анализа материалов с
малым удельным сопротивлением
Практическое занятие 3. Выполнение сравнительного анализа материалов с
высоким сопротивлением
12/10
6/6
2/2
ПК3.1;
ОК 01, ОК 07,
ОК 09.
КК 1 – КК4
Н 3.01
У 3.01
З 3.01
Уо01.01Уо01.09
Зо01.01Зо01.09
4/4
2/2
Уо 07.0107.03
Зо07.01Зо07.03.
2/2
Уо09.01Уо09.05
3о09.01Зо09.05
Тема 2.2.
Проводниковые
материалы и сплавы
различного
применения
Содержание учебного материала
Проводниковые материалы и сплавы различного применения. Основные
свойства и характеристики. Область применения.
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие 4. Выполнение сравнительного анализа жаростойких
проводниковых материалов и благородных материалов
Практическое занятие 5. Изучение характеристик неметаллических
6/4
2
4/4
2/2
2/2
ПК3.1;
ОК 01, ОК 07,
ОК 09.
КК 1 – КК4
Н 3.01
У 3.01
З 3.01
Уо01.01Уо01.09
12
Зо01.01Зо01.09
проводниковых материалов
Самостоятельная работа обучающихся
Уо 07.0107.03
Зо07.01Зо07.03.
Уо09.01Уо09.05
3о09.01Зо09.05
Раздел 3. Полупроводниковые материалы
Тема 3.1. Общие
Содержание учебного материала
сведения о
Определение; свойства; факторы, влияющие на изменение проводимости
полупроводниковых
полупроводников.
материалах и
В том числе практических и лабораторных занятий
изделиях
Практическое занятие 6. Изучение основных характеристик простых
полупроводников
18/12
4/2
2
2/2
ПК3.1;
ОК 01, ОК 07,
ОК 09.
КК 1 – КК4
Н 3.01
У 3.01
З 3.01
Уо01.01Уо01.09
Зо01.01Зо01.09
2/2
Уо 07.0107.03
Зо07.01Зо07.03.
Уо09.01Уо09.05
3о09.0113
Зо09.05
Тема 3.2. Основные
свойства
полупроводников
Содержание учебного материала
Сравнение свойств полупроводников, металлов и диэлектриков. Механизм
собственной и примесной проводимости полупроводников. Основные
требования к полупроводниковым материалам. Электрические параметры,
определяющие свойства полупроводников
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие 7. Экспериментальное определение типа проводимости
полупроводников
Практическое занятие 8. Изучение сущности вентильного эффекта,
возникающего при контакте полупроводников с разным типом проводимости
Практическое занятие 9. Определение параметров полупроводникового
транзистора по его вольтамперным характеристикам
10/8
4/2
ПК3.1;
ОК 01, ОК 07,
ОК 09.
КК 1 – КК4
Уо01.01Уо01.09
Зо01.01Зо01.09
6/6
2/2
2/2
Уо 07.0107.03
Зо07.01Зо07.03.
Уо09.01Уо09.05
3о09.01Зо09.05
2/2
Тема 3.3.
Классификация
полупроводниковых
материалов, их
свойства и
применение
Содержание учебного материала
Классификация полупроводников. Чистые элементарные полупроводники –
кремний, германий, селен, их свойства и области применения. Бинарные
полупроводниковые соединения типа AIIBVI, AIVBIV и AIIIBV, их свойства и
области применения. Многокомпонентные полупроводниковые соединения, их
свойства и области применения.
4/2
4/2
Н 3.01
У 3.01
З 3.01
ПК3.1;
ОК 01, ОК 07,
ОК 09.
КК 1 – КК4
Н 3.01
У 3.01
З 3.01
Уо01.01Уо01.09
Зо01.01Зо01.09
Уо 07.0114
07.03
Зо07.01Зо07.03.
Уо09.01Уо09.05
3о09.01Зо09.05
Раздел 4. Диэлектрические материалы
Тема 4.1. Свойства
Содержание учебного материала
диэлектриков. Общие Общие сведения. Основные свойства и характеристики. Агрегатные
сведения,
состояния. Твердые диэлектрики. Виды. Органические и неорганические
классификация
твердые диэлектрические материалы. Основные свойства и характеристики:
электрические, механические, тепловые, влажностные, физико-химические.
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие 10. Изучение характеристик твердых диэлектриков
22/12
6/4
4/2
ПК3.1;
ОК 01, ОК 07,
ОК 09.
КК 1 – КК4
Н 3.01
У 3.01
З 3.01
Уо01.01Уо01.09
Зо01.01Зо01.09
Уо 07.0107.03
Зо07.01Зо07.03.
2/2
Уо09.01Уо09.05
3о09.01Зо09.05
Тема 4.2.
Газообразные и
Содержание учебного материала
Физико-химическая сущность проводимости газов в однородном и
8/4
4
ПК3.1;
Н 3.01
15
жидкие диэлектрики
неоднородном электрическом поле. Области применения газообразных
диэлектриков. Физико-химическая сущность проводимости и пробоя жидких
диэлектриков. Синтетические жидкие диэлектрики, их свойства и области
применения. Кремнийорганические и фторорганические жидкости: структура,
свойства, области применения.
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие 11. Испытания свежего и эксплуатационного
трансформаторного масла
Практическое
занятие
12.
Проверка
электрической
прочности
электроизоляционных изделий
ОК 01, ОК 07,
ОК 09.
КК 1 – КК4
Уо01.01Уо01.09
Зо01.01Зо01.09
4/4
2/2
Уо 07.0107.03
Зо07.01Зо07.03.
2/2
Тема 4.3.
Волокнистые
электроизоляционные
материалы. Лаки,
эмали, компаунды
Содержание учебного материала
Виды волокон, применяемых в качестве электроизоляционных материалов.
Воскообразные диэлектрики, применяемые для пропитки волокнистых
диэлектриков. Состав и классификация лаков и эмалей. Требования,
предъявляемые к лаковым основам, растворителям, пигментам. Основные
характеристики лаков и эмалей. Состав, классификация и назначение
компаундов.
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие 13. Определение состава и назначение компаундов
Практическое занятие 14. Изучение особенностей конструкции керамических
и стеклянных изоляторов
Практическое занятие 15. Влияние твердой изоляции и конструкционных
материалов на старение трансформаторного масла
У 3.01
З 3.01
8/6
2
6/6
2/2
2/2
2/2
Уо09.01Уо09.05
3о09.01Зо09.05
ПК3.1;
ОК 01, ОК 07,
ОК 09.
КК 1 – КК4
Н 3.01
У 3.01
З 3.01
Уо01.01Уо01.09
Зо01.01Зо01.09
Уо 07.0107.03
Зо07.01-
16
Зо07.03.
Уо09.01Уо09.05
3о09.01Зо09.05
Раздел 5. Магнитные материалы
Тема 5.1.
Содержание учебного материала
Классификация
Понятие силового электромагнитного поля и линий магнитной индукции.
материалов по
Силовые характеристики магнитного поля. Связь магнитных свойств со
магнитным свойствам строением вещества. Классификация материалов по магнитным свойствам.
Основные характеристики ферромагнитных материалов
10/6
4/2
ПК3.1;
ОК 01, ОК 07,
ОК 09.
КК 1 – КК4
Н 3.01
У 3.01
З 3.01
Уо01.01Уо01.09
Зо01.01Зо01.09
Уо 07.0107.03
Зо07.01Зо07.03.
4/2
Уо09.01Уо09.05
3о09.01Зо09.05
Тема 5.2.
Магнитотвёрдые
материалы
Содержание учебного материала
Классификация магнитотвёрдых материалов и их основные характеристики.
Литые магнитотвёрдые сплавы. Порошковые магнитотвердые материалы.
Сплавы для магнитных носителей информации. Жидкие магнитные
6/4
2
ПК3.1;
ОК 01, ОК 07,
ОК 09.
Н 3.01
У 3.01
З 3.01
17
материалы.
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие 16. Изучение основных характеристик магнитотвердых
материалов
Практическое занятие 17. Изучение основных характеристик магнитомягких
материалов
КК 1 – КК4
4/4
2/2
2/2
Уо01.01Уо01.09
Зо01.01Зо01.09
Уо 07.0107.03
Зо07.01Зо07.03.
Уо09.01Уо09.05
3о09.01Зо09.05
Промежуточная аттестация экзамен
Всего:
6
74/34
18
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Кабинет «Электротехники»., оснащенный в соответствии с п. 6.1.2.3
образовательной программы поспециальности 35.02.08 «Электротехнические системы в
агропромышленном комплексе»
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы
для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда
образовательной организации выбирается не менее одного издания из перечисленных
ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом
список может быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные издания
1. Тимофеев, И. А. Электротехнические материалы и изделия: учебное пособие для
среднего профессионального образования / И. А. Тимофеев. — Санкт-Петербург: Лань,
2021. — 268 с. — ISBN 978-5-8114-6836-2.
3.2.2. Основные электронные издания
1.Угольников, А. В. Электроматериаловедение : учебник для среднего
профессионального образования / А. В. Угольников. — Саратов: Профобразование, Ай Пи
Ар Медиа, 2019. — 187 c. — ISBN 978-5-4488-0265-2, 978-5-4497-0024-7. — Текст:
электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО
PROFобразование [сайт]. — URL: https://profspo.ru/books/82686
2. Тимофеев, И. А. Электротехнические материалы и изделия: учебное пособие для
спо / И. А. Тимофеев. — Санкт-Петербург Лань, 2021. — 268 с. — ISBN 978-5-8114-68362. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL:
https://e.lanbook.com/book/153639 (дата обращения: 29.10.2021). — Режим доступа: для
авториз. пользователей.
3.2.3. Дополнительные источники
1. Солодов, В. С. Надежность радиоэлектронного оборудования и средств
автоматики : учебное пособие для среднего профессионального образования / В. С.
Солодов, Н. В. Калитёнков. — Санкт-Петербург: Лань, 2020. — 220 с. — ISBN 978-58114-6506-4. — Текст электронный // Лань электронно-библиотечная система. — URL:
https://e.lanbook.com/book/148039 (дата обращения: 29.10.2021). — Режим доступа: для
авториз. пользователей.
19
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
общую классификацию
материалов, их основные
свойства и область применения.
Критерии оценки
воспроизводит полученные
знания
Методы оценки
интерактивный опрос,
компьютерное тестирование,
защита реферативных работ,
решение контекстных задач;
устный ответ;
письменный опрос;
оценка результатов
экзамен
определять основные свойства
материалов
использует
электротехнические
материалы, применяемые в
комплектующих изделиях,
электрических машинах,
электрооборудовании;
использует методы оценки
основных
электротехнических
материалов.
экспертная оценка отчета по
практическим работам,
экспертное наблюдение за
решением ситуационных задач в
сфере профессиональной
деятельности.
экзамен
20