ОП.08 Основы автоматики

Министерство образования Республики Мордовия
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Республики Мордовия «Краснослободский аграрный техникум»

Утверждаю:
Директор ГБПОУ РМ
«Краснослободский аграрный
техникум»
____________Г.В.Ятайкин

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.08. «ОСНОВЫ АВТОМАТИКИ»
для специальности 35.02.08 Электротехнические системы в агропромышленном
комплексе (АПК).

2023 год

1

Рассмотрена и одобрена
на заседания предметной (цикловой)
комиссии обепрофессиональных
и специальных дисциплин
Председатель________Н.А.Катищина
Протокол №____от «____» ______20___г.

Рекомендована Методическим советом
ГБПОУ РМ «Краснослободский
аграрный техникум»
Заместитель директора по учебной работе
_______________________Т.В. Шитова
Протокол №____от «____» ______20___г.

Рабочая программа учебной дисциплины
ОП.08. «Основы автоматики»
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта (приказ Министерства просвещения РФ от 27 мая
2022 года № 368) для специальности среднего профессионального образования
35.02.08 Электрические системы в агропромышленном комплексе (АПК)

Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Республики Мордовия «Краснослободский
аграрный техникум»

Разработчик:
Катищина Н.А.,преподаватель общеопрофессиональных дисциплин
Государственного
бюджетного
профессионального
образовательного
учреждения Республики Мордовия «Краснослободский аграрный техникум»

2

Приложение 3.14
к ПООП-П по специальности35.02.08 Электротехнические системы в агропромышленном
комплексе (АПК).

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОП.08. ОСНОВЫ АВТОМАТИКИ»

2023 год

3

СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОП.08. ОСНОВЫ АВТОМАТИКИ»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «ОП.08.Основы автоматики»является обязательной частью
общепрофессионального циклаПООП-П в соответствии с ФГОС СПО по специальности
35.02.08 Электротехнические системы в агропромышленном комплексе (АПК).
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитииПК 3.1;ОК 01, ОК
07, ОК 09
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения
и знания1
Код
Код
Умения3
Код знаний
Знания4
2
ПК, ОК
умений
ПК 3.1

У 03.01

З 03.01
использовать
электрические машины и
аппараты;
использовать
средства
автоматики;
проводить
техническое
обслуживание и ремонт
типовых районных и
потребительских
трансформаторных
подстанций, схем защиты
высоковольтных
и
низковольтных линий;
осуществлять надзор и
контроль за состоянием и
эксплуатацией
светотехнических
и
электротехнологических
установок;
осуществлять
техническое
обслуживание и ремонт
автоматизированной
системы технологических
процессов,
систем
автоматического
управления,
электрооборудования
и
средств
автоматизации
сельского хозяйства;

элементы и системы
автоматики
и
телемеханики, методы
анализа и оценки их
надежности и техникоэкономической
эффективности;
систему эксплуатации,
методы и технологию
наладки, ремонта и
повышения надежности
электрооборудования и
средств автоматизации
сельскохозяйственного
производства.
основы
построения
систем автоматического
управления;
элементную
базу
контроллеров;
основы автоматических
и
телемеханических
устройств;
меры безопасности при
эксплуатации и
техническом
обслуживании
автоматических систем;

5

ОК 01

У о 01.01

применять
элементы
автоматики
по
их
функциональному
назначению;
производить работы по
эксплуатации
и
техническому
обслуживанию
систем
автоматизации;
оптимизировать работу
электрооборудования;
распознавать задачу и/или Зо 01.01
проблему
в
профессиональном
и/или
социальном
контексте

актуальный
профессиональный
и социальный контекст,
в котором приходится
работать и жить

Уо 01.02

анализировать задачу
и/или проблему и
выделять её составные
части систем
автоматизации

Зо 01.02

основные источники
информации
и ресурсы для решения
задач и проблем
в профессиональном
и/или социальном
контексте
алгоритмы выполнения
работ в
профессиональной и
смежных областях

Уо 01.03

определять этапы
решения задачи по
эксплуатации и
техническому
обслуживанию систем
автоматизации

Зо 01.03

Уо 01.04

выявлять и эффективно
искать информацию,
необходимую для
решения задачи и/или
проблемы

Зо 01.04

методы работы в
профессиональной и
смежных сферах

Уо 01.05

составлять план действия

Зо 01.05

структуру плана для
решения задач

Уо 01.06

определять необходимые
ресурсы

Зо 01.06

порядок оценки
результатов решения
задач
профессиональной
деятельности

Уо 01.07

владеть актуальными
методами работы
в профессиональной и

Зо 01.07

6

смежных сферах

ОК 07

ОК 09

Уо 01.08

реализовывать
составленный план

Зо 01.08

У о 01.09

оценивать результат и
последствия своих
действий (самостоятельно
или с помощью
наставника)

Зо 01.09

Уо 07.01

соблюдать нормы
экологической
безопасности;

З о 07.01

Уо 07.02

определять направления
З о 07.02
ресурсосбережения в
рамках профессиональной
деятельности по
специальности,
осуществлять работу с
соблюдением принципов
бережливого
производства

Уо 07.03

организовывать
профессиональную
деятельность с учетом
знаний об изменении
климатических условий
региона

Уо 09.01

понимать общий смысл
четко произнесенных
высказываний на
известные темы

правила экологической
безопасности при
ведении
профессиональной
деятельности
основные ресурсы,
задействованные
в профессиональной
деятельности

З о 07.03

пути обеспечения
ресурсосбережения

З о 07.04

принципы бережливого
производства
изменения

З о 07.05

основные направления
изменения
климатических условий
региона

З о 09.01

правила построения
простых и сложных
предложений на
7

Уо 09.02

(профессиональные и
бытовые), понимать
тексты на базовые
профессиональные темы
участвовать в диалогах на З о 09.02
знакомые общие
и профессиональные темы

Уо 09.03

строить простые
высказывания о себе и о
своей профессиональной
деятельности

З о 09.03

Уо 09.04

кратко обосновывать и
объяснять свои действия
(текущие и планируемые)
писать простые связные
сообщения на знакомые
или интересующие
профессиональные темы

З о 09.04

Уо 09.05

З о 09.05

профессиональные
темы
основные
общеупотребительные
глаголы (бытовая и
профессиональная
лексика)
лексический минимум,
относящийся к
описанию предметов,
средств и процессов
профессиональной
деятельности
особенности
произношения
правила чтения текстов
профессиональной
направленности

8

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы учебной дисциплины

74

в т.ч. в форме практической подготовки
в т. ч.:
теоретическое обучение

34

лабораторные работы (если предусмотрено)

20

практические занятия (если предусмотрено)

14

курсовая работа (проект) (если предусмотрено для специальностей)

-

Самостоятельная работа
Промежуточная аттестация экзамен

6

9

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины5

Наименование
разделов и тем

1
Тема 1. Основные
понятия и
определения в
автоматическом
управлении

Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся

2
Содержание учебного материала

Определение понятий: автоматизированные системы управления
(АСУ), системы автоматического управления (САУ), системы
автоматического
регулирования
(САР),
объект
управления,
регулируемый параметр, возмущающие и управляющие воздействия.
Функциональные блоки и функциональные схемы автоматических
систем. Обратная связь. Разомкнутые САУ. Непрерывные и релейные
САУ. Автоматические системы стабилизации, программные и
следящие системы. Примеры систем
автоматического управления. Обобщенная типовая функциональная
схема САУ.
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие № 1. Первичные элементы автоматики
Практическое занятие № 2. Обобщенная типовая функциональная схема САУ.

Объем, акад.
ч / в том
числе в
форме
практической
подготовки,
акад ч
3

12/4

8

4/4
2/2

2/2

Коды компетенций и
личностных
результатов6,
формированию
которых способствует
элемент программы

Код Н/У/З

4

ПК3.1;
ОК 01, ОК 07, ОК 09.
КК 1 – КК4

Н 3.01
У 03.01
З 03.01
Уо01.01Уо01.09
Зо01.01Зо01.09
Уо 07.0107.03
Зо07.01Зо07.03.
Уо09.01Уо09.05
3о09.01Зо09.05

10

Тема 2. Типовые
элементы САУ

Содержание учебного материала

14/9

Датчики
(потенциометрические,
индуктивные,
емкостные,
фотоэлектрические,
пьезоэлектрические,
термоэлектрические,
электроконтактные и др.) Усилители систем автоматики (электронные,
магнитные, электромашинные и др.). Переключающие устройства (реле,
контакторы, магнитные пускатели и др.).
Исполнительные устройства (электромагниты, двигатели постоянного и
переменного тока, шаговые двигатели и др.)

6/1

В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие № 3. Типовые элементы САУ
Лабораторная работа № 1. Моделирование работы линейного источника
вторичного питания

ПК3.1;
ОК 01, ОК 07, ОК 09.
КК 1 – КК4

Уо01.01Уо01.09
Зо01.01Зо01.09

8/8
4/4

Уо 07.0107.03
Зо07.01Зо07.03.
Уо09.01Уо09.05
3о09.01Зо09.05

4/4

Тема 3.
Программируемые
логические
контроллеры
(ПЛК).

Содержание учебного материала

Структура ПЛК. Программируемые логические контроллеры. Описание.
Применение в энергетике. Типовые схемы подключения.
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие № 4. Программируемые контроллеры в энергетике.
Практическое занятие № 5. Схема с применением программируемого
контроллера ОВЕН ПР110
Лабораторная работа № 2. Программирование контроллера Siemens LOGO!
Лабораторная работа № 3. Программирование контроллера ОВЕН.

16/12
6/2
10/10
4/4
2/2
2/2
2/2

Н 3.01
У 3.01
З 3.01

ПК3.1;
ОК 01, ОК 07, ОК 09.
КК 1 – КК4

Н 3.01
У 3.01
З 3.01
Уо01.01Уо01.09
Зо01.01Зо01.09
Уо 07.0107.03
11

Зо07.01Зо07.03.
Уо09.01Уо09.05
3о09.01Зо09.05
Тема 4. Типовые
схемы
автоматического
управления

Содержание учебного материала
Структурные схемы САУ. Типы регуляторов. Понятие устойчивости САУ.
Показатели качества работы САУ. Анализ устойчивости замкнутой системы.
Критерии устойчивости САУ. Типовые схема замкнутого и разомкнутого
регулирования.
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие № 6. Схема асинхронного электропривода с
использованием типовой панели управления.
Лабораторная работа № 4. Компьютерное моделирование САУ.
Лабораторная работа № 5. Показатели
качества работы САУ Оптимальные
процессы регулирования.

16/10
8/2

ПК3.1;
ОК 01, ОК 07, ОК 09.
КК 1 – КК4

Уо01.01Уо01.09
Зо01.01Зо01.09

8/8
2/2
4/4

Уо 07.0107.03
Зо07.01Зо07.03.
2/2

Тема 5.
Автоматика и
телемеханика в
энергетике.

Содержание учебного материала
Потери мощности и энергии в установившемся и переходных режимах
электропривода. Коэффициент полезного действия и коэффициент мощности
электропривода. Энергосбережение в электроприводе. Работы по эксплуатации

Н 3.01
У 3.01
З 3.01

10/6
6/2

Уо09.01Уо09.05
3о09.01Зо09.05
ПК3.1;
ОК 01, ОК 07, ОК 09.
КК 1 – КК4

Н 3.01
У 3.01
З 3.01

12

и техническому обслуживанию систем автоматизации. Оптимизация работы
электрооборудования. Меры безопасности при эксплуатации и техническом
обслуживании автоматических систем.
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическая работа № 7. Организация работ по ТО электрооборудования
электроприводов.

4/4

4/4

Уо01.01Уо01.09
Зо01.01Зо01.09
Уо 07.0107.03
Зо07.01Зо07.03.
Уо09.01Уо09.05
3о09.01Зо09.05

Промежуточная аттестация экзамен
Всего:

6
74/34

13

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть
предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет«Основы автоматики», оснащенный в соответствии с п. 6.1.2.1
образовательной программы по специальности 35.02.08 «Электротехнические системы в
агропромышленном комплексе (АПК).
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы
для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда
образовательной организации выбирается не менее одного издания из перечисленных
ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом
список может быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные издания
1. Аполлонский, С. М. Электрические аппараты управления и автоматики: учебное
пособие для среднего профессионального образования / С. М. Аполлонский, Ю. В.
Куклев, В. Я. Фролов. — Санкт-Петербург Лань, 2021. — 256 с. — ISBN 978-5-8114-67082. Захахатнов В. Г. Технические средства автоматизации: учебное пособие для
среднего профессионального образования / В. Г. Захахатнов В. М. Попов, В. А.
Афонькина. — Санкт-Петербург: Лань, 2021. — 144 с. — ISBN 978-5-8114-6798-3.
3. Смирнов, Ю. А. Технические средства автоматизации и управления: учебное
пособие для среднего профессионального образования / Ю. А. Смирнов. — СанктПетербург Лань, 2021. — 456 с. — ISBN 978-5-8114-6712-9. /151692 (дата обращения:
29.10.2021). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

3.2.2. Основные электронные издания
1.Гаштова, М. Е. Технология формирования систем автоматического управления
типовыми технологическими процессами, средствами измерений, несложными
мехатронными устройствами и системами: учебное пособие для среднего
профессионального образования / М. Е. Гаштова, М. А. Зулькайдаро-ва, Е. И. Мананкина.
— 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург Лань, 2021. — 212 с. — ISBN 978-5-8114-7329-8. —
Текст: электронный // Лань электронно-библиотечная система. — URL:
https://e.lanbook.com/book/158944 (дата обращения: 29.10.2021). — Режим доступа: для
авториз. пользователей.
2. Солодов, В. С. Надежность радиоэлектронного оборудования и средств
автоматики : учебное пособие для среднего профессионального образования / В. С.
Солодов, Н. В. Калитёнков. — Санкт-Петербург: Лань, 2020. — 220 с. — ISBN 978-58114-6506-4. — Текст электронный // Лань электронно-библиотечная система. — URL:
https://e.lanbook.com/book/148039 (дата обращения: 29.10.2021). — Режим доступа: для
авториз. пользователей.
14

3. Тимофеев, И. А. Основы электротехники, электроники и автоматики. Лабораторный практикум учебное пособие для среднего профессионального образования / И. А.
Тимофеев. — Санкт-Петербург Лань, 2021. — 196 с. — ISBN 978-5-8114-6827-0. — Текст
электронный
//
Лань:
электронно-библиотечная
система.
—
URL:
https://e.lanbook.com/book/153638 (дата обращения: 29.10.2021). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
3.2.3. Дополнительные источники
1. Солодов, В. С. Надежность радиоэлектронного оборудования и средств
автоматики : учебное пособие для среднего профессионального образования / В. С.
Солодов, Н. В. Калитёнков. — Санкт-Петербург: Лань, 2020. — 220 с. — ISBN 978-58114-6506-4. — Текст электронный // Лань электронно-библиотечная система. — URL:
https://e.lanbook.com/book/148039 (дата обращения: 29.10.2021). — Режим доступа: для
авториз. пользователей.
2. Тимофеев, И. А. Основы электротехники, электроники и автоматики. Лабораторный практикум учебное пособие для среднего профессионального образования / И. А.
Тимофеев. — Санкт-Петербург Лань, 2021. — 196 с. — ISBN 978-5-8114-6827-0. — Текст
электронный
//
Лань:
электронно-библиотечная
система.
—
URL:
https://e.lanbook.com/book/153638 (дата обращения: 29.10.2021). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

15

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
основы построения систем
автоматического управления;

Критерии оценки
знание основных понятий
и определений;
знание структурных
элементов и их
характеристик
элементная база
знание классификации и
контроллеров;
область применения
контроллеров
знание средств
информационного
обмена контроллеров
знание алгоритмов
управления контроллеров
основы автоматических и
знание основных понятий
телемеханических устройств; и определений;
знание функциональных
блоков и схем
автоматических систем
знание основных
типовых элементов и их
характеристик
меры безопасности при
знание мер безопасности,
эксплуатации и техническом
безопасных приемов
обслуживании автоматических выполнения работ, при
систем;
эксплуатации и
техническом
обслуживании
автоматических систем;
применять
элементы умение составить
автоматики
по
их структурную схему;
умение пользоваться
функциональному
табличными и
назначению;
справочными данными;
умение определять
область и способ
применения типовых
элементов САУ
производить работы по
умение производить
эксплуатации и техническому работы по эксплуатации
обслуживанию систем
систем автоматики
автоматизации;
умение производить
работы по обслуживанию
систем автоматики
оптимизировать работу
электрооборудования;

умение определять
направление
оптимизации работы
электрооборудования;

Методы оценки
Текущий контроль:
Устный опрос по темам 1, 2
Промежуточная аттестация:
Текущий контроль:
Устный опрос по темам 2, 3, 4
Промежуточная аттестация:

Текущий контроль:
Устный опрос по темам 1, 2
Промежуточная аттестация:

Текущий контроль:
Устный опрос по теме 5
Промежуточная аттестация:

Текущий контроль
Оценка результатов
выполнения практических
занятий № 1-6, лабораторных
работ 1,2, защита работ
Промежуточная аттестация:
зачёт
Текущий контроль:
Оценка результатов
выполнения практических
занятий № 1-6, лабораторных
работ 1,2, защита работ
Промежуточная аттестация:
зачёт
текущий контроль:
оценка результатов
выполнения практических
занятий № 1-6, лабораторных
16

умение пользоваться
табличными и
справочными данными;
выбирать способы решения демонстрация умений
задач
профессиональной распознавать задачу
деятельности, применительно и/или проблему в
к различным контекстам
профессиональном и/или
социальном контексте;
демонстрация умений
анализировать задачу
и/или проблему и
выделять её составные
части;
демонстрация умений
определять этапы
решения задачи;
демонстрация умений
выявлять и эффективно
искать информацию,
необходимую для
решения задачи и/или
проблемы;
демонстрация умений
составить план действия;
определить необходимые
ресурсы;
демонстрация умений
владеть актуальными
методами работы в
профессиональной и
смежных сферах;
демонстрация умений
реализовать
составленный план;
демонстрация умений
оценивать результат и
последствия своих
действий
(самостоятельно или с
помощью наставника)
содействовать сохранению
демонстрация умения
окружающей среды,
соблюдать нормы
ресурсосбережению,
экологической
эффективно действовать в
безопасности;
чрезвычайных ситуациях.
демонстрация умения
определять направления
ресурсосбережения в
рамках
профессиональной
деятельности по
специальности

работ 1,2, защита работ
промежуточная аттестация:
зачет
экспертная оценка
результатов деятельности
обучающихся в процессе
освоения образовательной
программы:
при выполнении
лабораторных работ и
практических занятий;
при выполнении работ на
различных этапах учебной и
производственной практики;
при выполнении проектных и
исследовательских работ.
Экзамен

экспертная оценка
результатов деятельности
обучающихся в процессе
освоения образовательной
программы:
-при выполнении
работ на различных этапах
учебной и производственной
практики;
при подготовке и проведении
учебно-воспитательных
мероприятий.
17

использовать
информационные технологии
в профессиональной
деятельности

демонстрация умений
применять средства
информационных
технологий для решения
профессиональных задач;
демонстрация умений
использовать
современное
программное
обеспечение

экспертная оценка
результатов деятельности
обучающихся в процессе
освоения образовательной
программы:
при выполнении
лабораторных работ и
практических занятий;; при
выполнении
работ на различных этапах
учебной и производственной
практики;
Экзамен

18


Наверх

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.





Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».