ОП.07 Светотехника

Министерство образования Республики Мордовия
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Республики Мордовия «Краснослободский аграрный техникум»

Утверждаю:
Директор ГБПОУ РМ
«Краснослободский аграрный
техникум»
____________Г.В.Ятайкин

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.07. «СВЕТОТЕХНИКА»
для специальности 35.02.08 Электротехнические системы в агропромышленном
комплексе (АПК).

2023 год

Рассмотрена и одобрена
на заседания предметной (цикловой)
комиссии обепрофессиональных
и специальных дисциплин
Председатель________Н.А.Катищина
Протокол №____от «____» ______20___г.

Рекомендована Методическим советом
ГБПОУ РМ «Краснослободский
аграрный техникум»
Заместитель директора по учебной работе
_______________________Т.В. Шитова
Протокол №____от «____» ______20___г.

Рабочая программа учебной дисциплины
ОП.07. «СВЕТОТЕХНИКА»

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта (приказ Министерства просвещения РФ от 27 мая
2022 года № 368) для специальности среднего профессионального образования
35.02.08 Электрические системы в агропромышленном комплексе (АПК)

Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Республики Мордовия «Краснослободский
аграрный техникум»

Разработчик:
Катищина Н.А.,преподаватель общеопрофессиональных дисциплин
Государственного
бюджетного
профессионального
образовательного
учреждения Республики Мордовия «Краснослободский аграрный техникум»

Приложение 3.13
к ПООП по специальности
35.02.08 Электротехнические системы в агропромышленном комплексе (АПК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОП.07 СВЕТОТЕХНИКА»

2023год

СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОП.07 Светотехника»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная
дисциплина
«Светотехника»
является
обязательной
частью
общепрофессионального цикла основной образовательной программы в соответствии с
ФГОС СПО по специальности 35.02.08 Электротехнические системы в агропромышленном
комплексе (АПК).
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 02, ОК
04, ОК 09, ПК.1.1: ПК 2.1
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения
и знания1
Код
Код
Умения3
Код знаний
Знания4
ПК, ОК2
умений
ПК 1.1

У 1.1.01

Поддерживать
режимы З 1.1.01
работ
,производить
монтаж
и
наладку
приборов
освещения,
сигнализации,
контрольноизмерительных приборов,
звуковой сигнализации и
предохранителей
в
тракторах, автомобилях и
сельскохозяйственной
технике;
подбирать электропривод
для
основных
сельскохозяйственных
машин и установок;
проводить утилизацию и
ликвидацию
отходов
электрического хозяйства;
читать электрические
схемы и чертежи
электрических аппаратов
напряжением до 1000 В и

Устроиство
универсальных
и
специальных
преспособлений
,правила
технической
эксплуатации
электроустановок
правила охраны труда
на рабочем месте
основные средства и
способы механизации
производственных
процессов
в
растениеводстве
и
животноводстве;
принцип действия и
особенности
работы
электропривода
в
условиях
сельскохозяйственного
производства;
назначение

выше

светотехнических
и
электротехнологических
установок;
назначение, устройство,
принцип работы машин
постоянного тока,
трансформаторов,
асинхронных машин и
машин специального
назначения;

ПК 2.1

У 2.1.01

обслуживать силовые и З 2.1.01
осветительные установки
рассчитывать нагрузки и
потери
энергии
в
электрических сетях;
рассчитывать
разомкнутые и замкнутые
сети, токи короткого
замыкания, заземляющие
устройства;

основные требования к
релейной
защите,
сведения
о
производстве, передаче
и
распределении
электрической энергии;
технические
характеристики
проводов, кабелей и
методику их выбора для
внутренних проводок и
кабельных линий;

безопасно выполнять
монтажные работы, в том
числе на высоте

методику выбора схем
типовых районных и
потребительских
трансформаторных
подстанций,
схем
защиты
высоковольтных
и
низковольтных линий;
правила утилизации и
ликвидации отходов
электрического
хозяйства.

ОК01

Уо 01.01

распознавать задачу и/или
проблему
в профессиональном
и/или социальном
контексте

Зо 01.01

актуальный
профессиональный и
социальный контекст, в
котором приходится
работать
и жить

Уо 01.02

Зо 01.02

основные источники
информации
и ресурсы для решения
задач и проблем
в профессиональном
и/или социальном
контексте

Зо 01.03

алгоритмы выполнения
работ
в профессиональной и
смежных областях

Зо 01.04

методы работы в
профессиональной
и смежных сферах;

Зо 01.05

структуру плана для
решения задач

Зо 01.06

порядок оценки
результатов решения
задач
профессиональной
деятельности

Зо 02.01

номенклатура
информационных
источников,
применяемых в
профессиональной

анализировать задачу
и/или проблему
и выделять её составные
части

Уо 01.03
определять этапы
решения задачи
Уо 01.04

Уо 01.05

выявлять и эффективно
искать информацию,
необходимую для
решения задачи
и/или проблемы
составлять план действия

Уо 01.06
определять необходимые
ресурсы

ОК 02

Уо 01.07

владеть актуальными
методами работы
в профессиональной и
смежных сферах

Уо 01.08

реализовывать
составленный план

Уо 01.09

оценивать результат и
последствия своих
действий (самостоятельно
или с помощью
наставника)

Уо 02.01

определять задачи для
поиска информации

деятельности

ОК 04

Уо 02.02

определять необходимые
источники информации

Зо 02.02

приемы
структурирования
информации

Уо 02.03

планировать процесс
поиска; структурировать
получаемую информацию

Зо 02.03

формат оформления
результатов поиска
информации,
современные средства
и устройства
информатизации

Уо 02.04

выделять наиболее
значимое в перечне
информации

Зо 02.04

порядок их применения
и программное
обеспечение в
профессиональной
деятельности в том
числе с использованием
цифровых средств

Уо 02.05

оценивать практическую
значимость результатов
поиска

Уо 02.06

оформлять результаты
поиска, применять
средства
информационных
технологий
для решения
профессиональных задач

Уо 02.07

использовать
современное программное
обеспечение

Уо 02.08

использовать различные
цифровые средства для
решения
профессиональных задач

Уо 04.01

организовывать работу
коллектива
и команды

Зо 04.01

психологические
основы деятельности
коллектива,
психологические
особенности личности

ОК 09

Уо 04.02

взаимодействовать с
коллегами, руководством,
клиентами в ходе
профессиональной
деятельности

Зо 04.02

основы проектной
деятельности

Уо 09.01

понимать общий смысл
четко произнесенных
высказываний на
известные темы
(профессиональные и
бытовые), понимать
тексты на базовые
профессиональные темы

Зо 09.01

правила построения
простых и сложных
предложений на
профессиональные темы

Уо 09.02

участвовать в диалогах на
знакомые общие
и профессиональные
темы

Зо 09.02

основные
общеупотребительные
глаголы (бытовая и
профессиональная
лексика)

Уо 09.03

строить простые
высказывания о себе
и о своей
профессиональной
деятельности

Зо 09.03

лексический минимум,
относящийся
к описанию предметов,
средств и процессов
профессиональной
деятельности

Уо 09.04

кратко обосновывать и
объяснять свои действия
(текущие и планируемые)

Зо 09.04

особенности
произношения

Уо 09.05

писать простые связные
сообщения
на знакомые или
интересующие
профессиональные темы

Зо09.05

правила чтения текстов
профессиональной
направленности

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы учебной дисциплины

68

в т.ч. в форме практической подготовки

34

в т. ч.:
теоретическое обучение

34

лабораторные работы (если предусмотрено)

14

практические занятия (если предусмотрено)

20

курсовая работа (проект) (если предусмотрено для специальностей)

-

Самостоятельная работа
Промежуточная аттестация диф.зач.

2

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся

1
2
Раздел 1. Светотехника
Тема 1.1.
Содержание учебного материала
Оптическое
Предмет и значение дисциплины, ее место и роль в системе подготовки
излучение.
инженеров сельскохозяйственного производства. Краткий очерк развития
Основные
искусственного освещения. Физические основы и характеристики
понятия и
оптического излучения. Спектр излучения. Величины оптического
величины
излучения. Видимое и оптическое излучение. Световой поток.
Освещенность. Сила света. Яркость. Коэффициент отражения. Световая
отдача. Показатели ослепленности и дискомфорта. Цилиндрическая
освещенность. Цвет и цветность. Цветовая температура. Индекс
цветопередачи. Коэффициент пульсации освещенности. Контрастность
освещения. Отраженная блескость. Коэффициент запаса. Коэффициент
использования осветительной установки. Яркостной контраст. Орган
зрения и некоторые его свойства. От чего зависит видимость и скорость
зрительной работы.
В том числе практических и лабораторных занятий
Лабораторная работа 1. Исследование естественной освещенности
Тема 1.2.
Световые
приборы и
облучатели

Практическое занятие 1. Световые величины и их единицы
Содержание учебного материала
Световые приборы и облучатели. Классификация. Светотехнические
характеристики СП. Энергетические характеристики. Характеристики
безопасности. Характеристики надежности работы. Система обозначений
и маркировка. Приемники ОИ. Фотоэлектрические (квантовые) и

Объем, акад. Коды компетенций и
ч / в том
личностных
числе в
результатов,
форме
формированию
практической
которых
подготовки,
способствует
акад. ч.
элемент программы
3
4
68/34
10/7
ПК.1.1 ПК.2.1;ОК

01, ОК 02, ОК 04,
ОК 09,
КК1-КК4

6/3

Код Н/У/З

Н1.01,Н2.01
У1.1.01,У2.1.01,
З1.1.01,З2.1.01;
Уо 01.01-01.09,
Зо 01.01-01.09;
Уо 02.01-02.08,
Зо 02.01-02.06;
Уо 04.01-04.02,
Зо 04.01-04.02
Уо 09.01-09.05,
Зо 09.01-09.05

4/4
2/2
2/2
12/8
4

ПК.1.1 ПК.2.1;ОК
01, ОК 02, ОК 04,
ОК 09,
КК1-КК4

Н1.01,Н2.01
У1.1.01,У2.1.01,
З1.1.01,З2.1.01;
Уо 01.01-01.09,

Тема 1.3.
Источники
теплового и
оптического
излучения

Тема 1.4.

тепловые приемники. Вакуумные фотоэлементы, фотоэлектронные
умножители, п/п фотоэлементы, фотодиоды, фототранзисторы.
Калориметры, радиационные термоэлементы, балометры. Основные
характеристики фотоприемников. Световые измерения. Методы
измерений световых величин. Колориметрия. Спектральные измерения.
Определение колориметрических параметров ИС. Коррелированная
цветовая температура. Цветопередача.
В том числе практических и лабораторных занятий
Лабораторная работа 2. Исследование электрических и световых
характеристик светодиодных ламп
Лабораторная работа 3. Исследование энергосберегающих ламп
Практическое занятие 2. Изучение светораспределения осветительных
приборов
Практическое занятие 3. Определение колориметрических параметров ИС
Содержание учебного материала
Законы и характеристики излучения. Закон Киргофа. Излучатель Планка.
Классификация тепловых излучателей. Параметры ИС. Лампы
накаливания и галогенные лампы. Линейные и компактные
люминесцентные лампы. Лампы ДРЛ. Металлогалогенные лампы.
Натриевые лампы высокого давления. Классификация электрических
источников оптического излучения. Основные законы теплового
излучения. Характеристики электрических источников излучения.
Галогенные лампы накаливания. Источники ИК-излучения
сельскохозяйственного назначения. Разрядные источники излучения
низкого давления. Классификация разрядных источников излучения.
Принцип действия. Зажигание и стабилизация разряда в лампах.
Особенности электрического разряда в газах и парах металлов. Работа
разрядных ламп на переменном токе. Люминесцентные лампы.
Компактные люминесцентные лампы.
В том числе практических и лабораторных занятий
Лабораторная работа 4. Исследование электрических и светотехнических
характеристик люминесцентных ламп
Практическое занятие 4. Сравнительный анализ энергоэффективности
источников видимого излучения
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала

Зо 01.01-01.09;
Уо 02.01-02.08,
Зо 02.01-02.06;
Уо 04.01-04.02,
Зо 04.01-04.02
Уо 09.01-09.05,
Зо 09.01-09.05

8/8
2/2
2/2
2/2
2/2
10/4

ПК.1.1 ПК.2.1;ОК
01, ОК 02, ОК 04,
ОК 09,
КК1-КК4

6

Н1.01,Н2.01
У1.1.01,У2.1.01,
З1.1.01,З2.1.01;
Уо 01.01-01.09,
Зо 01.01-01.09;
Уо 02.01-02.08,
Зо 02.01-02.06;
Уо 04.01-04.02,
Зо 04.01-04.02
Уо 09.01-09.05,
Зо 09.01-09.05

4/4
2/2
2/2
10/6

ПК.1.1 ПК.2.1;ОК

Н1.01,Н2.01

Нормирование
параметров
освещения.

Тема 1.5.
Применение
оптических
установок в
сельском
хозяйстве

Оптимальная освещенность. Нормы освещенности. Приборы контроля и
правила измерений. Технико-экономические нормативы систем
освещения. Аварийное освещение. Системы освещения. Оптимальное
расстояние между светильниками. Выбор высоты подвеса. Расположение
светильников относительно рабочего места. Некоторые приемы
освещения. Выбор светильника по светотехническим характеристикам и
по конструктивным признакам. Выбор ламп по цветности и
цветопередаче.
В том числе практических и лабораторных занятий
Лабораторная работа 5. Исследование установок автоматического
управления освещением
Лабораторная работа 6. Определение качественных показателей и
коэффициента использования светового потока осветительной установки
Практическая работа 5. Принципы нормирования освещения
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
Специальные источники оптического излучения: для растениеводства,
обогрева животных, обеззараживания воздуха, жидкостей и
сельхозпродуктов. Технологии облучения сельскохозяйственных
объектов: рассады и плодоносящих растений, животных и птицы при
обогреве и ультрафиолетовом облучении, при дезинфекции и
дезинсекции.
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие 6. Методы регулирования лучистого потока
Практическое занятие 7. Освоение методики расчета подвижной
облучательной установки

Раздел 2. Проектирование осветительных установок
Тема 2.1.
Содержание учебного материала
Осветительные и
Осветительные установки. Облучательные установки Осветительные
облучательные
установки. Светильники для производственных, общественных бытовых
установки
помещений. Прожекторы. Уличные светильники. Светотехнические
расчеты (основной закон светотехники, расчет освещенности от точечного
и линейного источников). Облучательные установки. Преобразование ОИ
в другие виды энергии
В том числе практических и лабораторных занятий

01, ОК 02, ОК 04,
ОК 09,
КК1-КК4
4

6/6
2/2

У1.1.01,У2.1.01,
З1.1.01,З2.1.01;
Уо 01.01-01.09,
Зо 01.01-01.09;
Уо 02.01-02.08,
Зо 02.01-02.06;
Уо 04.01-04.02,
Зо 04.01-04.02
Уо 09.01-09.05,
Зо 09.01-09.05

2/2
2/2
10/8

6/4

ПК.1.1 ПК.2.1;ОК
01, ОК 02, ОК 04,
ОК 09,
КК1-КК4

4/4
2/2
2/2
16/8
8/4

4

4/4

ПК.1.1 ПК.2.1;ОК
01, ОК 02, ОК 04,
ОК 09,
КК1-КК4

Н1.01,Н2.01
У1.1.01,У2.1.01,
З1.1.01,З2.1.01;
Уо 01.01-01.09,
Зо 01.01-01.09;
Уо 02.01-02.08,
Зо 02.01-02.06;
Уо 04.01-04.02,
Зо 04.01-04.02
Уо 09.01-09.05,
Зо 09.01-09.05
Н1.01,Н2.01
У1.1.01,У2.1.01,
З1.1.01,З2.1.01;
Уо 01.01-01.09,
Зо 01.01-01.09;
Уо 02.01-02.08,
Зо 02.01-02.06;

Практическое занятие 8. Управление осветительными и облучательными
установками.
Лабораторная работа 7. Исследование двухламповой схемы включения
люминесцентных ламп
Тема 2.2.
Содержание учебного материала
Светотехнический Светотехнический раздел проектирования здания. Проектирование
расчет
осветительных установок. Нормирование освещенности. Разряды и
подразряды зрительных работ. Контраст. Выбор вида и систем освещения.
Коэффициент запаса. Выбор световых приборов и их размещение в
помещениях. Требования к выбору методов расчета мощности
осветительной установки.
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие 9. Расчет мощности осветительной установки
точечным методом. Расчет мощности осветительной установки методом
коэффициента использования.
Практическое занятие 10. Расчет мощности осветительных установок
методом удельной мощности. Особенности расчета наружных
осветительных установок.
Промежуточная аттестация диф .зач
Всего:

2/2
2/2
8/4

4

4/4
2/2

2/2

68

ПК.1.1 ПК.2.1;ОК
01, ОК 02, ОК 04,
ОК 09,
КК1-КК4

Уо 04.01-04.02,
Зо 04.01-04.02
Уо 09.01-09.05,
Зо 09.01-09.05
Н1.01,Н2.01
У1.1.01,У2.1.01,
З1.1.01,З2.1.01;
Уо 01.01-01.09,
Зо 01.01-01.09;
Уо 02.01-02.08,
Зо 02.01-02.06;
Уо 04.01-04.02,
Зо 04.01-04.02
Уо 09.01-09.05,
Зо 09.01-09.05

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть
предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет(ы)«Светотехники», «Электротехники» оснащенный(ые) в соответствии с п.
6.1.2.1 образовательной программы по специальности.35.02.08 Электротехнические системы
в агропромышленном комплексе (АПК)
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы для
использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда
образовательной организации выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже
печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список
может быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные издания
1Баев, В. И. Светотехника: практикум по электрическому освещению и облучению:
учебное пособие для среднего профессионального образования / В. И. Баев. — 2-е изд., испр.
и доп. — Москва Издательство Юрайт, 2022. — 220 с.
2. Юденич, Л. М. Светотехника и электротехнология учебное пособие для среднего
профессионального образования/ Л. М. Юденич. — 3-е изд., стер. — Санкт-Петербург Лань,
2021. — 104 с. — ISBN 978-5-8114-7340-3.
3.2.2. Основные электронные издания
1.Юденич, Л. М. Светотехника и электротехнология учебное пособие для среднего
профессионального образован / Л. М. Юденич. — 3-е изд., стер. — Санкт-Петербург: Лань,
2021. — 104 с. — ISBN 978-5-8114-7340-3. — Текст: электронный // Лань: электроннобиблиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/158942
(дата обращения:
29.10.2021). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

3.2.3. Дополнительные источники
1. Солодов, В. С. Надежность радиоэлектронного оборудования и средств автоматики
: учебное пособие для среднего профессионального образования / В. С. Солодов, Н. В.
Калитёнков. — Санкт-Петербург: Лань, 2020. — 220 с. — ISBN 978-5-8114-6506-4. — Текст
электронный
//
Лань
электронно-библиотечная
система.
—
URL:
https://e.lanbook.com/book/148039 (дата обращения: 29.10.2021). — Режим доступа: для
авториз. пользователей.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения
Основных терминов,
используемых при световых и
оптических измерениях;
правила монтажа, наладки и
эксплуатации осветительного
оборудования;
светотехнические нормы для
сельскохозяйственных
предприятий.

Критерии оценки
Методы оценки
демонстрирует
устный опрос, тестовый
контроль, контрольные работы
определения основных
терминов, используемых
диф.зачет
при световых и
оптических измерениях;
демонстрирует правила
монтажа, наладки и
эксплуатации
осветительного
оборудования;
демонстрирует знания
светотехнических норм
для сельскохозяйственных
предприятий.

осуществлять монтаж, наладку
и эксплуатацию
осветительного оборудования;
производить светотехнические
и колориметрические расчеты
и измерения;
проводить работы по
бесперебойному
электроснабжению
светотехнического
оборудования.

умеет осуществлять
монтаж, наладку и
эксплуатацию
осветительного
оборудования в
соответствии с
установленными
требованиями;
умеет производить
светотехнические и
колориметрические
расчеты и измерения в
соответствии с
установленными
требованиями;
умеет проводить работы
по бесперебойному
электроснабжению
светотехнического
оборудования в
соответствии с
установленными
требованиями.

Оценка результатов
выполнения практической
работы
Экспертное наблюдение за
ходом выполнения
практической работы


Наверх

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.





Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».