ОП.04 Основы электротехники

Министерство образования Республики Мордовия
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Республики Мордовия «Краснослободский аграрный техникум»

Утверждаю:
Директор ГБПОУ РМ
«Краснослободский аграрный
техникум»
____________Г.В.Ятайкин

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.04. «ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ»
для специальности 35.02.08 Электротехнические системы в
агропромышленном комплексе (АПК).

2023 год

Рассмотрена и одобрена
на заседания предметной (цикловой)
комиссии обепрофессиональных
и специальных дисциплин
Председатель________Н.А.Катищина
Протокол №____от «____» ______20___г.

Рекомендована Методическим советом
ГБПОУ РМ «Краснослободский
аграрный техникум»
Заместитель директора по учебной работе
_______________________Т.В. Шитова
Протокол №____от «____» ______20___г.

Рабочая программа учебной дисциплины
ОП.04. «ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ»

Рабочая
программа разработана
на
основе
Федерального
государственного образовательного стандарта (приказ Министерства
просвещения РФ от 27 мая 2022 года № 368) для специальности среднего
профессионального образования
35.02.08 Электрические системы в
агропромышленном комплексе (АПК)

Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Республики Мордовия «Краснослободский
аграрный техникум»

Разработчик:
Мелентьев Д.Ю.преподаватель общеопрофессиональных дисциплин
Государственного бюджетного профессионального образовательного
учреждения Республики Мордовия «Краснослободский аграрный техникум»

Приложение 3.10
к ПООП по специальности
35.02.08 Электротехнические системы в агропромышленном комплексе (АПК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ОП.04. ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ»

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
«ОП.04. ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Основы электротехники» является обязательной частью
общепрофессионального цикла примерной основной образовательной программы в
соответствии с ФГОС СПО по специальности 35.02.08 Электротехнические системы в
агропромышленном комплексе (АПК).
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ПК 1.1, ПК 2.1,
ПК 3.1, ОК 01, ОК 02.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и
знания
Код
ПК, ОК

Код
умений

ПК 1.1

У1.1.01

ПК 2.1

У2.1.01

Умения

Код
знаний

Знания

Производить монтаж и наладку
приборов освещения,
сигнализации, контрольноизмерительных приборов,
звуковой сигнализации и
предохранителей в тракторах,
автомобилях и
сельскохозяйственной технике;
подбирать электропривод для
основных сельскохозяйственных
машин и установок;
проводить утилизацию и
ликвидацию отходов
электрического хозяйства;
читать электрические схемы и
чертежи электрических аппаратов
напряжением до 1000 В и выше.

З1.1.01

Правила технической
эксплуатации
электроустановок
правила охраны труда на
рабочем месте
основные средства и способы
механизации
производственных процессов в
растениеводстве и
животноводстве;
принцип действия и
особенности работы
электропривода в условиях
сельскохозяйственного
производства;
назначение светотехнических и
электротехнологических
установок;
назначение, устройство,
принцип работы машин
постоянного тока,
трансформаторов,
асинхронных машин и машин
специального назначения.

Рассчитывать нагрузки и потери
энергии в электрических сетях;
рассчитывать разомкнутые и
замкнутые сети, токи короткого
замыкания, заземляющие
устройства;
безопасно выполнять монтажные
работы, в том числе на высоте.
использовать электрические
машины и аппараты;
использовать средства автоматики;
проводить техническое
обслуживание и ремонт типовых
районных и потребительских
трансформаторных подстанций,
схем защиты высоковольтных и
низковольтных линий;
осуществлять надзор и контроль за
состоянием и эксплуатацией

З 2.1.01

Элементы и системы
автоматики и телемеханики,
методы анализа и оценки их
надежности и техникоэкономической эффективности;
систему эксплуатации, методы
и технологию наладки, ремонта
и повышения надежности
электрооборудования и средств
автоматизации
сельскохозяйственного
производства.

светотехнических и
электротехнологических
установок;
осуществлять техническое
обслуживание и ремонт
автоматизированной системы
технологических процессов,
систем автоматического
управления, электрооборудования
и средств автоматизации сельского
хозяйства.
ПК 3.1

ОК 01

У3.1.01

Уо 01.01

Уо 01.03
ОК 02

Уо 02.02
Уо 02.05

Регулировать нагрузки
эл.оборудования ,использовать
электрические машины и
аппараты;
использовать средства автоматики;
проводить техническое
обслуживание и ремонт типовых
районных и потребительских
трансформаторных подстанций,
схем защиты высоковольтных и
низковольтных линий;
осуществлять надзор и контроль за
состоянием и эксплуатацией
светотехнических и
электротехнологических
установок;
осуществлять техническое
обслуживание и ремонт
автоматизированной системы
технологических процессов,
систем автоматического
управления, электрооборудования
и средств автоматизации сельского
хозяйства;
распознавать задачу и/или
проблему
в профессиональном и/или
социальном контексте
определять этапы решения задачи
определять необходимые
источники информации
оценивать практическую
значимость результатов поиска

З3.1.01.

Принцип работы
электрических машин с
полуавтоматическис и
автоматическим управлением,
системы автоматики и
телемеханики, методы анализа
и оценки их надежности и
технико-экономической
эффективности;
систему эксплуатации, методы
и технологию наладки, ремонта
и повышения надежности
электрооборудования и средств
автоматизации
сельскохозяйственного
производства.

Зо 01.01

Зо 01.03
Зо 02.02
Зо 02.04

актуальный профессиональный
и социальный контекст, в
котором приходится работать и
жить
алгоритмы выполнения работ в
профессиональной и смежных
областях
приемы структурирования
информации
порядок их применения и
программное обеспечение в
профессиональной
деятельности в том числе с
использованием цифровых
средств

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы учебной дисциплины

68

в т.ч. в форме практической подготовки

34

в т. ч.:
теоретическое обучение

34

лабораторные работы

14

практические занятия

20

Самостоятельная работа
Промежуточная аттестация диф.зач.

2

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации
деятельности обучающихся

1
Раздел 1. Электрические цепи

2

Тема 1.1.
Содержание учебного материала
Электрические
1. Основные понятия и определения. Элементы
цепи постоянного
электрической цепи и её топология. Классификация цепей.
тока
Схемы замещения источников энергии и их взаимные
преобразования. Законы Ома и Кирхгофа. Мощность цепи
постоянного тока. Баланс мощностей.
2. Структурные преобразования схем замещения цепей
(последовательное, параллельное, смешанное, звезда –
треугольник, треугольник – звезда). Составление и решение
уравнений Кирхгофа. Метод контурных токов. Метод
узловых напряжений. Потенциальная диаграмма.
Тематика практических занятий и лабораторных работ
Лабораторная работа 1. Исследование неразветвленной
цепи постоянного тока и разветвленной цепи постоянного
тока.
Лабораторная работа 2. Последовательное и параллельное
соединение сопротивлений.
Практическое занятие 1. Расчет и анализ режимов
электрических цепей постоянного тока.
Практическое занятие 2. Расчет простой цепи постоянного
тока при смешанном соединении элементов
Тема № 1.2.
Содержание учебного материала
Электрические
1. Получение синусоидальной электродвижущей силы
цепи
(ЭДС). Основные параметры синусоидальных функций
синусоидального времени.

Объем, акад.
ч / в том
числе в
форме
практической
подготовки,
акад. ч

Коды компетенций и
личностных
результатов,
формированию
которых способствует
элемент программы

Код Н/У/З

3
36/20

4

5

14/8

ПК 1.1,
ПК 2.1,
ПК 3.1,
ОК 01, ОК 02,
КК 1.

У1.01,У2.1.01,
У3.1.01.З1.01,
З2.1.01, З 3.1.01
Н1.1.01,Н2.1.01
Н3.1.01

ПК 1.1,
ПК 2.1,
ПК 3.1,
ОК 01, ОК 02,

У1.01,У2.1.01,
У3.1.01.З1.01,
З2.1.01, З 3.1.01
Н1.1.01,Н2.1.01

6

8/8
2/2
2/2
2/2
2/2
8/2
6

тока

2. Электрические цепи с взаимной индуктивностью.
3. Основные сведения о цепях несинусоидального тока.
Тематика практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 3. Расчет и анализ цепей
несинусоидального тока.
Тема № 1.3.
Содержание учебного материала
Трехфазные цепи 1. Получение системы трёхфазных ЭДС. Способы
соединения фаз трёхфазных источников и приемников
электрической энергии. Расчет фазных и линейных
напряжений, токов трехфазных цепей. Расчет мощностей
трехфазных цепей.
Тематика практических занятий и лабораторных работ
Лабораторная работа 3. Исследование трехфазной цепи,
соединенной звездой
Лабораторная работа 4. Исследование трехфазной цепи,
соединенной треугольником
Практическое занятие 4. Расчет трехфазных цепей
Раздел 2. Магнитные цепи
Тема № 2.1.
Содержание учебного материала
Расчет линейных Расчет нелинейных магнитных цепей
магнитных цепей Разветвленная нелинейная (ферромагнитная) цепь
Тематика практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 5. Расчет линейных магнитных цепей

КК 1.

Н3.1.01

ПК 1.1,
ПК 2.1,
ПК 3.1,
ОК 01, ОК 02,
КК 1.

У1.01,У2.1.01,
У3.1.01.З1.01,
З2.1.01, З 3.1.01
Н1.1.01,Н2.1.01
Н3.1.01

ПК 1.1,
ПК 2.1,
ПК 3.1,
ОК 01, ОК 02,
КК 1.

У1.01,У2.1.01,
У3.1.01.З1.01,
З2.1.01, З 3.1.01
Н1.1.01,Н2.1.01
Н3.1.01

ПК 1.1,
ПК 2.1,
ПК 3.1,
ОК 01, ОК 02,
КК 1.

У1.01,У2.1.01,
У3.1.01.З1.01,
З2.1.01, З 3.1.01
Н1.1.01,Н2.1.01
Н3.1.01

2/2
2/2
14/10

6/2

8/8
2/2
2/2
4/4
32/21
6/2
4
2
2/2

Тема № 2.2.
Магнитное поле
и его параметры

Содержание учебного материала
Магнитная индукция. Магнитная проницаемость.
Магнитный поток. Напряженность магнитного поля. Закон
полного тока. Магнитное поле прямолинейного проводника
с током. Магнитное поле кольцевой и цилиндрической
катушек. Электромагнитная сила. Взаимодействие
проводников с токами
Тематика практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 6. Изучение взаимодействия
проводников с током. Постановка опытов: явление

12/9

6/3

6/6
2/2

электромагнитной индукции; самоиндукция;
взаимоиндукция. Закон электромагнитной индукции.
Практическое занятие 7. Расчет эквивалентной емкости при
смешанном соединении конденсаторов
Лабораторная работа 5. Исследование катушки с
ферромагнитным сердечником
Тема № 2.3.
Магнитные цепи
и их расчет

Содержание учебного материала
Закон Ома для магнитной цепи. Намагничивание
ферромагнитных материалов. Циклическое
перемагничивание. Ферромагнитные материалы. Расчет
неоднородной магнитной цепи. Расчет разветвленных
магнитных цепей.
Тематика практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие 7. Расчет магнитных цепей
постоянного тока
Лабораторная работа 6. Магнитные цепи с переменной
магнитодвижущей силой (МДС)
Самостоятельная работа обучающихся
Промежуточная аттестация
Всего:

2/2
2/2

14/10

6/2

8/8
4/4
4/4
2
68/17

ПК 1.1,
ПК 2.1,
ПК 3.1,
ОК 01, ОК 02,
КК 1.

У1.01,У2.1.01,
У3.1.01.З1.01,
З2.1.01, З 3.1.01
Н1.1.01,Н2.1.01
Н3.1.01

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Лаборатория электротехники,оснащенная оборудованием:
- рабочее место преподавателя;
- рабочие места обучающихся;
- учебно-лабораторные стенды и контрольно-измерительная аппаратура для
измерения параметров электрических цепей;
- лабораторный комплект (набор) по электротехнике;
- плакаты по темам лабораторно-практических занятий.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы,
для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда
образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных
ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом
список, может быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные издания
1.Основы электротехники: учебник для среднего профессионального образования /
Г. И. Кольниченко Я. В. Тарлаков А. В. Сиротов, И. Н. Кравченко. — 2-е изд., стер. —
Санкт-Петербург: Лань, 2021. — 204 с. — ISBN 978-5-8114-8050-0.
2. Аполлонский, С. М. Основы электротехники. Практикум: учебное пособие для
среднего профессионального образования / С. М. Аполлонский. — Санкт-Петербург:
Лань, 2021. — 320 с. — ISBN 978-5-8114-6707-5
3. Потапов, Л. А. Основы электротехники: учебное пособие для среднего
профессионального образования Л. А. Потапов. — Санкт-Петербург Лань, 2021. — 376 с.
— ISBN 978-5-8114-6716-7
4. Иванов, И. И. Электротехника и основы электроники учебник для среднего
профессионального образования / И. И. Иванов, Г. И. Соловьев, В. Я. Фролов. — СанктПетербург Лань, 2021. — 736 с. — ISBN 978-5-8114-6756-3
5.Скорняков, В. А. Общая электротехника и электроника: учебник для среднего
профессионального образования / В. А. Скорняков, В. Я. Фролов. — Санкт-Петербург:
Лань, 2021. — 176 с. — ISBN 978-5-8114-6758-7
3.2.2. Основные электронные издания
1.Тимофеев, И. А. Основы электротехники, электроники и автоматики.
Лабораторный практикум: учебное пособие для среднего профессионального образования
/ И. А. Тимофеев. — Санкт-Петербург: Лань, 2021. — 196 с. — ISBN 978-5-8114-68270. — Текст электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL:
https://e.lanbook.com/book/153638
2. Терехов, В. А. Задачник по электронным приборам: учебное пособие для среднего
профессионального образования / В. А. Терехов. — Санкт-Петербург: Лань, 2021. — 280
с. — ISBN 978-5-8114-6891-1. — Текст электронный // Лань: электронно-библиотечная
система. — URL: https://e.lanbook.com/book/153659

3. Тимофеев, И. А. Электротехнические материалы и изделия учебное пособие для
среднего профессионального образования / И. А. Тимофеев. — Санкт-Петербург: Лань,
2021. — 268 с. — ISBN 978-5-8114-6836-2. — Текст : электронный // Лань : электроннобиблиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/153639
4. Блохин, А. В. Электротехника учебное пособие для СПО / А. В. Блохин; под
редакцией Ф. Н. Сарапулова. — 3-е изд. — Саратов, Екатеринбург Профобразование,
Уральский федеральный университет, 2019. — 184 c. — ISBN 978-5-4488-0410-6, 978-57996-2898-7. — Текст: электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной
среды СПО PROFобразование: [сайт]. — URL: https://profspo.ru/books/87912

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения

Знания:
физические основы явлений в электрических
цепях, законы электротехники, методы
анализа электрических и магнитных цепей,
принципы работы основных электрических
машин, их рабочие и пусковые
характеристики, элементную базу
современных электронных устройств
(полупроводниковых диодов, транзисторов и
микросхем), параметры современных
электронных устройств (усилителей,
вторичных источников питания и
микропроцессорных комплексов)
Умения:
понимать сущность процессов в
электрических цепях постоянного и
синусоидального токов; применять законы
электрических цепей для их анализа;
определять режимы электрических и
электронных цепей и электромагнитных
устройств, а также магнитных цепей
постоянного тока

Критерии оценки

Методы оценки

Полнота
продемонстрированных
знаний и умение
применять их при
выполнении
практических и
лабораторных работ

Устный опрос,
тестирование,
контрольная
работа

Выполнение
практических и
лабораторных работ в
соответствии с
заданием

Устный опрос,
тестирование,
контрольная
работа


Наверх

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.





Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».