Министерство образования Республики Мордовия Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Мордовия «Краснослободский аграрный техникум» Утверждаю: Директор ГБПОУ РМ «Краснослободский аграрный техникум» ____________Г.В.Ятайкин РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.04. «ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ» для специальности 35.02.08 Электротехнические системы в агропромышленном комплексе (АПК). 2023 год Рассмотрена и одобрена на заседания предметной (цикловой) комиссии обепрофессиональных и специальных дисциплин Председатель________Н.А.Катищина Протокол №____от «____» ______20___г. Рекомендована Методическим советом ГБПОУ РМ «Краснослободский аграрный техникум» Заместитель директора по учебной работе _______________________Т.В. Шитова Протокол №____от «____» ______20___г. Рабочая программа учебной дисциплины ОП.04. «ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ» Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (приказ Министерства просвещения РФ от 27 мая 2022 года № 368) для специальности среднего профессионального образования 35.02.08 Электрические системы в агропромышленном комплексе (АПК) Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Мордовия «Краснослободский аграрный техникум» Разработчик: Мелентьев Д.Ю.преподаватель общеопрофессиональных дисциплин Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Мордовия «Краснослободский аграрный техникум» Приложение 3.10 к ПООП по специальности 35.02.08 Электротехнические системы в агропромышленном комплексе (АПК) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОП.04. ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ» СОДЕРЖАНИЕ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОП.04. ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ» 1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы: Учебная дисциплина «Основы электротехники» является обязательной частью общепрофессионального цикла примерной основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 35.02.08 Электротехнические системы в агропромышленном комплексе (АПК). Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ПК 1.1, ПК 2.1, ПК 3.1, ОК 01, ОК 02. 1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины: В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания Код ПК, ОК Код умений ПК 1.1 У1.1.01 ПК 2.1 У2.1.01 Умения Код знаний Знания Производить монтаж и наладку приборов освещения, сигнализации, контрольноизмерительных приборов, звуковой сигнализации и предохранителей в тракторах, автомобилях и сельскохозяйственной технике; подбирать электропривод для основных сельскохозяйственных машин и установок; проводить утилизацию и ликвидацию отходов электрического хозяйства; читать электрические схемы и чертежи электрических аппаратов напряжением до 1000 В и выше. З1.1.01 Правила технической эксплуатации электроустановок правила охраны труда на рабочем месте основные средства и способы механизации производственных процессов в растениеводстве и животноводстве; принцип действия и особенности работы электропривода в условиях сельскохозяйственного производства; назначение светотехнических и электротехнологических установок; назначение, устройство, принцип работы машин постоянного тока, трансформаторов, асинхронных машин и машин специального назначения. Рассчитывать нагрузки и потери энергии в электрических сетях; рассчитывать разомкнутые и замкнутые сети, токи короткого замыкания, заземляющие устройства; безопасно выполнять монтажные работы, в том числе на высоте. использовать электрические машины и аппараты; использовать средства автоматики; проводить техническое обслуживание и ремонт типовых районных и потребительских трансформаторных подстанций, схем защиты высоковольтных и низковольтных линий; осуществлять надзор и контроль за состоянием и эксплуатацией З 2.1.01 Элементы и системы автоматики и телемеханики, методы анализа и оценки их надежности и техникоэкономической эффективности; систему эксплуатации, методы и технологию наладки, ремонта и повышения надежности электрооборудования и средств автоматизации сельскохозяйственного производства. светотехнических и электротехнологических установок; осуществлять техническое обслуживание и ремонт автоматизированной системы технологических процессов, систем автоматического управления, электрооборудования и средств автоматизации сельского хозяйства. ПК 3.1 ОК 01 У3.1.01 Уо 01.01 Уо 01.03 ОК 02 Уо 02.02 Уо 02.05 Регулировать нагрузки эл.оборудования ,использовать электрические машины и аппараты; использовать средства автоматики; проводить техническое обслуживание и ремонт типовых районных и потребительских трансформаторных подстанций, схем защиты высоковольтных и низковольтных линий; осуществлять надзор и контроль за состоянием и эксплуатацией светотехнических и электротехнологических установок; осуществлять техническое обслуживание и ремонт автоматизированной системы технологических процессов, систем автоматического управления, электрооборудования и средств автоматизации сельского хозяйства; распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте определять этапы решения задачи определять необходимые источники информации оценивать практическую значимость результатов поиска З3.1.01. Принцип работы электрических машин с полуавтоматическис и автоматическим управлением, системы автоматики и телемеханики, методы анализа и оценки их надежности и технико-экономической эффективности; систему эксплуатации, методы и технологию наладки, ремонта и повышения надежности электрооборудования и средств автоматизации сельскохозяйственного производства. Зо 01.01 Зо 01.03 Зо 02.02 Зо 02.04 актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях приемы структурирования информации порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности в том числе с использованием цифровых средств 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем в часах Объем образовательной программы учебной дисциплины 68 в т.ч. в форме практической подготовки 34 в т. ч.: теоретическое обучение 34 лабораторные работы 14 практические занятия 20 Самостоятельная работа Промежуточная аттестация диф.зач. 2 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Наименование разделов и тем Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся 1 Раздел 1. Электрические цепи 2 Тема 1.1. Содержание учебного материала Электрические 1. Основные понятия и определения. Элементы цепи постоянного электрической цепи и её топология. Классификация цепей. тока Схемы замещения источников энергии и их взаимные преобразования. Законы Ома и Кирхгофа. Мощность цепи постоянного тока. Баланс мощностей. 2. Структурные преобразования схем замещения цепей (последовательное, параллельное, смешанное, звезда – треугольник, треугольник – звезда). Составление и решение уравнений Кирхгофа. Метод контурных токов. Метод узловых напряжений. Потенциальная диаграмма. Тематика практических занятий и лабораторных работ Лабораторная работа 1. Исследование неразветвленной цепи постоянного тока и разветвленной цепи постоянного тока. Лабораторная работа 2. Последовательное и параллельное соединение сопротивлений. Практическое занятие 1. Расчет и анализ режимов электрических цепей постоянного тока. Практическое занятие 2. Расчет простой цепи постоянного тока при смешанном соединении элементов Тема № 1.2. Содержание учебного материала Электрические 1. Получение синусоидальной электродвижущей силы цепи (ЭДС). Основные параметры синусоидальных функций синусоидального времени. Объем, акад. ч / в том числе в форме практической подготовки, акад. ч Коды компетенций и личностных результатов, формированию которых способствует элемент программы Код Н/У/З 3 36/20 4 5 14/8 ПК 1.1, ПК 2.1, ПК 3.1, ОК 01, ОК 02, КК 1. У1.01,У2.1.01, У3.1.01.З1.01, З2.1.01, З 3.1.01 Н1.1.01,Н2.1.01 Н3.1.01 ПК 1.1, ПК 2.1, ПК 3.1, ОК 01, ОК 02, У1.01,У2.1.01, У3.1.01.З1.01, З2.1.01, З 3.1.01 Н1.1.01,Н2.1.01 6 8/8 2/2 2/2 2/2 2/2 8/2 6 тока 2. Электрические цепи с взаимной индуктивностью. 3. Основные сведения о цепях несинусоидального тока. Тематика практических занятий и лабораторных работ Практическое занятие 3. Расчет и анализ цепей несинусоидального тока. Тема № 1.3. Содержание учебного материала Трехфазные цепи 1. Получение системы трёхфазных ЭДС. Способы соединения фаз трёхфазных источников и приемников электрической энергии. Расчет фазных и линейных напряжений, токов трехфазных цепей. Расчет мощностей трехфазных цепей. Тематика практических занятий и лабораторных работ Лабораторная работа 3. Исследование трехфазной цепи, соединенной звездой Лабораторная работа 4. Исследование трехфазной цепи, соединенной треугольником Практическое занятие 4. Расчет трехфазных цепей Раздел 2. Магнитные цепи Тема № 2.1. Содержание учебного материала Расчет линейных Расчет нелинейных магнитных цепей магнитных цепей Разветвленная нелинейная (ферромагнитная) цепь Тематика практических занятий и лабораторных работ Практическое занятие 5. Расчет линейных магнитных цепей КК 1. Н3.1.01 ПК 1.1, ПК 2.1, ПК 3.1, ОК 01, ОК 02, КК 1. У1.01,У2.1.01, У3.1.01.З1.01, З2.1.01, З 3.1.01 Н1.1.01,Н2.1.01 Н3.1.01 ПК 1.1, ПК 2.1, ПК 3.1, ОК 01, ОК 02, КК 1. У1.01,У2.1.01, У3.1.01.З1.01, З2.1.01, З 3.1.01 Н1.1.01,Н2.1.01 Н3.1.01 ПК 1.1, ПК 2.1, ПК 3.1, ОК 01, ОК 02, КК 1. У1.01,У2.1.01, У3.1.01.З1.01, З2.1.01, З 3.1.01 Н1.1.01,Н2.1.01 Н3.1.01 2/2 2/2 14/10 6/2 8/8 2/2 2/2 4/4 32/21 6/2 4 2 2/2 Тема № 2.2. Магнитное поле и его параметры Содержание учебного материала Магнитная индукция. Магнитная проницаемость. Магнитный поток. Напряженность магнитного поля. Закон полного тока. Магнитное поле прямолинейного проводника с током. Магнитное поле кольцевой и цилиндрической катушек. Электромагнитная сила. Взаимодействие проводников с токами Тематика практических занятий и лабораторных работ Практическое занятие 6. Изучение взаимодействия проводников с током. Постановка опытов: явление 12/9 6/3 6/6 2/2 электромагнитной индукции; самоиндукция; взаимоиндукция. Закон электромагнитной индукции. Практическое занятие 7. Расчет эквивалентной емкости при смешанном соединении конденсаторов Лабораторная работа 5. Исследование катушки с ферромагнитным сердечником Тема № 2.3. Магнитные цепи и их расчет Содержание учебного материала Закон Ома для магнитной цепи. Намагничивание ферромагнитных материалов. Циклическое перемагничивание. Ферромагнитные материалы. Расчет неоднородной магнитной цепи. Расчет разветвленных магнитных цепей. Тематика практических занятий и лабораторных работ Практическое занятие 7. Расчет магнитных цепей постоянного тока Лабораторная работа 6. Магнитные цепи с переменной магнитодвижущей силой (МДС) Самостоятельная работа обучающихся Промежуточная аттестация Всего: 2/2 2/2 14/10 6/2 8/8 4/4 4/4 2 68/17 ПК 1.1, ПК 2.1, ПК 3.1, ОК 01, ОК 02, КК 1. У1.01,У2.1.01, У3.1.01.З1.01, З2.1.01, З 3.1.01 Н1.1.01,Н2.1.01 Н3.1.01 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения: Лаборатория электротехники,оснащенная оборудованием: - рабочее место преподавателя; - рабочие места обучающихся; - учебно-лабораторные стенды и контрольно-измерительная аппаратура для измерения параметров электрических цепей; - лабораторный комплект (набор) по электротехнике; - плакаты по темам лабораторно-практических занятий. 3.2. Информационное обеспечение реализации программы Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список, может быть дополнен новыми изданиями. 3.2.1. Основные печатные издания 1.Основы электротехники: учебник для среднего профессионального образования / Г. И. Кольниченко Я. В. Тарлаков А. В. Сиротов, И. Н. Кравченко. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург: Лань, 2021. — 204 с. — ISBN 978-5-8114-8050-0. 2. Аполлонский, С. М. Основы электротехники. Практикум: учебное пособие для среднего профессионального образования / С. М. Аполлонский. — Санкт-Петербург: Лань, 2021. — 320 с. — ISBN 978-5-8114-6707-5 3. Потапов, Л. А. Основы электротехники: учебное пособие для среднего профессионального образования Л. А. Потапов. — Санкт-Петербург Лань, 2021. — 376 с. — ISBN 978-5-8114-6716-7 4. Иванов, И. И. Электротехника и основы электроники учебник для среднего профессионального образования / И. И. Иванов, Г. И. Соловьев, В. Я. Фролов. — СанктПетербург Лань, 2021. — 736 с. — ISBN 978-5-8114-6756-3 5.Скорняков, В. А. Общая электротехника и электроника: учебник для среднего профессионального образования / В. А. Скорняков, В. Я. Фролов. — Санкт-Петербург: Лань, 2021. — 176 с. — ISBN 978-5-8114-6758-7 3.2.2. Основные электронные издания 1.Тимофеев, И. А. Основы электротехники, электроники и автоматики. Лабораторный практикум: учебное пособие для среднего профессионального образования / И. А. Тимофеев. — Санкт-Петербург: Лань, 2021. — 196 с. — ISBN 978-5-8114-68270. — Текст электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/153638 2. Терехов, В. А. Задачник по электронным приборам: учебное пособие для среднего профессионального образования / В. А. Терехов. — Санкт-Петербург: Лань, 2021. — 280 с. — ISBN 978-5-8114-6891-1. — Текст электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/153659 3. Тимофеев, И. А. Электротехнические материалы и изделия учебное пособие для среднего профессионального образования / И. А. Тимофеев. — Санкт-Петербург: Лань, 2021. — 268 с. — ISBN 978-5-8114-6836-2. — Текст : электронный // Лань : электроннобиблиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/153639 4. Блохин, А. В. Электротехника учебное пособие для СПО / А. В. Блохин; под редакцией Ф. Н. Сарапулова. — 3-е изд. — Саратов, Екатеринбург Профобразование, Уральский федеральный университет, 2019. — 184 c. — ISBN 978-5-4488-0410-6, 978-57996-2898-7. — Текст: электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО PROFобразование: [сайт]. — URL: https://profspo.ru/books/87912 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Результаты обучения Знания: физические основы явлений в электрических цепях, законы электротехники, методы анализа электрических и магнитных цепей, принципы работы основных электрических машин, их рабочие и пусковые характеристики, элементную базу современных электронных устройств (полупроводниковых диодов, транзисторов и микросхем), параметры современных электронных устройств (усилителей, вторичных источников питания и микропроцессорных комплексов) Умения: понимать сущность процессов в электрических цепях постоянного и синусоидального токов; применять законы электрических цепей для их анализа; определять режимы электрических и электронных цепей и электромагнитных устройств, а также магнитных цепей постоянного тока Критерии оценки Методы оценки Полнота продемонстрированных знаний и умение применять их при выполнении практических и лабораторных работ Устный опрос, тестирование, контрольная работа Выполнение практических и лабораторных работ в соответствии с заданием Устный опрос, тестирование, контрольная работа