ОП.02 Техническая механика

Министерство образования Республики Мордовия
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Республики Мордовия «Краснослободский аграрный техникум»

Утверждаю:
Директор ГБПОУ РМ
«Краснослободский аграрный
техникум»
____________Г.В.Ятайкин

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.02. «Техническая механика»
для специальности 35.02.08 Электротехнические системы в агропромышленном
комплексе (АПК).

2023 го

Рассмотрена и одобрена
на заседании предметной (цикловой)
комиссии общепрофессиональных
и специальных дисциплин
Председатель __________ М.И.Курашкин
Протокол № ____от «____»_______20___г

Рекомендована Методическим советом
ГБПОУ РМ «Краснослободский
аграрный техникум»
Заместитель директора по учебной работе
________________________Т.В.Шитова
Протокол № ____от «____»_______20___г.

Рабочая программа учебной дисциплины
ОП.02 «Техническая механика»
Рабочая программа разработана на основе
Федерального государственного
образовательного стандарта (приказ Министерства просвещения РФ от 27 мая 2022
года № 368) для специальности среднего профессионального образования 35.02.08
Электрические системы в агропромышленном комплексе (АПК)

Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Республики Мордовия «Краснослободский аграрный
техникум»

Разработчик: Ситников А.В., преподаватель общепрофессиональных дисциплин
ГБПОУ РМ «Краснослободский аграрный техникум»

Приложение 3.8
к ПООП-П по специальности35.02.08 Электротехнические системы в агропромышленном комплексе
(АПК).

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.02. ТЕХНИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА»

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

…

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

…

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

…

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

…

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.02. ТЕХНИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплинаОП.02. ТЕХНИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА»является обязательной
частью общепрофессионального циклыПООП-П в соответствии с ФГОС СПО по
специальности 35.02.08 Электротехнические системы в агропромышленном комплексе
(АПК).
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ПК 1.1;ОК-01,
ОК-04,ОК-07
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения
и знания
Код
ПК, ОК
ПК1.1

Код
умений
У 1.1.01

Умения

Код
знаний

Поддерживать режимы З 1.1.01
работ
,производить
монтаж
и
наладку
приборов
освещения,
сигнализации,
контрольноизмерительных
приборов,
звуковой
сигнализации
и
предохранителей
в
тракторах, автомобилях
и сельскохозяйственной
технике;
подбирать
электропривод
для
основных
сельскохозяйственных
машин и установок;
проводить утилизацию
и ликвидацию отходов
электрического
хозяйства;
читать электрические
схемы и чертежи
электрических
аппаратов напряжением
до 1000 В и выше

Знания
Устроиство
универсальных
и
специальных
преспособлений
,правила
технической
эксплуатации
электроустановок
правила охраны труда
на рабочем месте
основные средства и
способы механизации
производственных
процессов
в
растениеводстве
и
животноводстве;
принцип действия и
особенности
работы
электропривода
в
условиях
сельскохозяйственного
производства;
назначение
светотехнических
и
электротехнологических
установок;
назначение, устройство,
принцип работы машин

постоянного тока,
трансформаторов,
асинхронных машин и
машин специального
назначения;
ОК-01,

У о 01.01

распознавать
задачу Зо 01.01
и/или
проблему
в
профессиональном
и/или
социальном
контексте

актуальный
профессиональный
и социальный контекст,
в котором приходится
работать и жить

Уо 01.02

анализировать задачу
и/или проблему и
выделять её составные
части систем
автоматизации

Зо 01.02

Уо 01.03

определять этапы
решения задачи по
эксплуатации и
техническому
обслуживанию систем
автоматизации

Зо 01.03

основные источники
информации
и ресурсы для решения
задач и проблем
в профессиональном
и/или социальном
контексте
алгоритмы выполнения
работ в
профессиональной и
смежных областях

Уо 01.04

выявлять и эффективно
искать информацию,
необходимую для
решения задачи и/или
проблемы

Зо 01.04

методы работы в
профессиональной и
смежных сферах

Уо 01.05

составлять план
действия

Зо 01.05

структуру плана для
решения задач

Уо 01.06

определять
необходимые ресурсы

Зо 01.06

порядок оценки
результатов решения
задач
профессиональной
деятельности

Уо 01.07

владеть актуальными
методами работы
в профессиональной и
смежных сферах

Зо 01.07

Уо 01.08

реализовывать
составленный план

Зо 01.08

ОК 04

ОК 07

У о 01.09

оценивать результат и
последствия своих
действий
(самостоятельно или с
помощью наставника)

Зо 01.09

Уо 04.01

организовывать работу
коллектива
и команды

Зо 04.01

Уо 04.02

взаимодействовать с
Зо 04.02
коллегами,
руководством,
клиентами в ходе
профессиональной
деятельности
определять направления З о 07.02
ресурсосбережения в
рамках
профессиональной
деятельности по
специальности,
осуществлять работу с
соблюдением
принципов бережливого
производства

Уо 07.02

Уо 07.03

организовывать
профессиональную
деятельность с учетом
знаний об изменении
климатических условий
региона

психологические
основы деятельности
коллектива,
психологические
особенности личности
основы проектной
деятельности

основные ресурсы,
задействованные
в профессиональной
деятельности

З о 07.03

пути обеспечения
ресурсосбережения

З о 07.04

принципы бережливого
производства
изменения

З о 07.05

основные направления
изменения
климатических условий
региона

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы учебной дисциплины

34

в т.ч. в форме практической подготовки

17

в т. ч.:
теоретическое обучение

17

лабораторные работы

17

практические занятия
курсовая работа (проект)
Самостоятельная работа1
Промежуточная аттестация контрольная работа

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

менование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся

1
Раздел 1. Теоретическая механика
Тема 1.1.
Статика.
Основные
понятия и
аксиомы.
Плоская
система
сходящихся
сил

Тема 1.2. Пара
сил и момент

2

Содержание учебного материала

Материальная точка, абсолютно твердое тело. Система сил.
Равнодействующая и уравновешивающая силы. Аксиомы статики.
Система сходящихся сил. Определение равнодействующей
геометрическим способом. Геометрическое условие равновесия.
Проекция силы на ось, правило знаков. Аналитическое определение
равнодействующей. Уравнения равновесия в аналитической форме.

Объем, акад. ч /
в том числе в
форме
практической
подготовки,
акад ч

Коды компетенций
и личностных
результатов2,
формированию
которых
способствует
элемент
программы

3
34/17

4

8/6

ПК1.1;ОК-01,ОК04,ОК-07 КК1КК4

4/2

Содержание учебного материала

Пара сил. Момент пары. Момент силы относительно точки.

Уо01.01-Уо01.09,
Уо04.01,Уо04.02
Уо07.01-07.03
3о01.01-Зо01.06

Зо 04.01,Зо04.02
3о07.01-Зо01.05

В том числе практических и лабораторных занятий

Практическое занятие № 1. Определение равнодействующей плоской
системы сходящихся сил аналитически.
Практическое занятие № 2. Решение задач на определение реакции
связей графически

Код Н/У/З

Н1.1.01,
У1.1.01,
З1.1.01,

2/2
2/2
8/6
3/2

ПК.1.1;ОК-01,ОК-

силы
относительно
точки. Плоская
система
произвольно
расположенных
сил

Приведение силы к данной точке. Приведение плоской системы
произвольно расположенных сил к данному центру. Главный вектор и
главный момент системы сил и их свойства. Равнодействующая
главной системы произвольных сил. Теорема Вариньона. Равновесие
системы. Три виды уравнения равновесия. Балочные системы. Точка
классификации нагрузок: сосредоточенная сила, сосредоточенный
момент, распределенная нагрузка. Виды опор.
В том числе практических и лабораторных занятий

Тема 1.3.
Центр тяжести

Практическое занятие № 3. Решение задач на определение реакций в
шарнирах балочных систем.
Практическое занятие № 4. Решение задач на определение реакций
жестко защемленных балок
Содержание учебного материала

04,ОК-07;КК1КК4

Уо01.01-Уо01.09,
Уо04.01,Уо04.02
Уо07.01-07.03
3о01.01-Зо01.06

Зо 04.01,Зо04.02
3о07.01-Зо01.05

Н1.1.01,
У1.1.01,
З1.1.01,

5/4
3/2
2/2

ПК.1.1;ОК-01,ОК04,ОК-07;КК1КК4

Уо01.01-Уо01.09,
Уо04.01,Уо04.02
Уо07.01-07.03
3о01.01-Зо01.06

Зо 04.01,Зо04.02

6/2

3о07.01-Зо01.05

Н1.1.01,
У1.1.01,
З1.1.01,
1. Равнодействующая система параллельных сил. Центр системы
параллельных сил. Центр тяжести тела.
2. Центр тяжести простых геометрических фигур. Определение
положения центра тяжести плоской фигуры и фигуры, составленной
из стандартных профилей проката
3. Устойчивое, неустойчивое и безразличное равновесие
Тематика практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие № 5. Определение центра тяжести плоских
фигур и сечений, составленных из стандартных прокатных профилей
Тема 1.3.

Содержание учебного материала

4

2/2
2/2
4/2

ПК.1.1;ОК-01,ОК-

Трение

Понятие о трении. Трение скольжения. Трение Качения. Трение
покоя. Устойчивость против опрокидывания
В том числе практических и лабораторных занятий

Практическое занятие № 6. Решение задач на проверку законов трения

2

04,ОК-07;КК1КК4

2/2
2/2

Самостоятельная работа обучающихся

Уо01.01-Уо01.09,
Уо04.01,Уо04.02
Уо07.01-07.03
3о01.01-Зо01.06

Зо 04.01,Зо04.02
3о07.01-Зо01.05

Н1.1.01,
У1.1.01
З1.1.01,

Тема 1.4.
Кинематика.

Содержание учебного материала

Основные понятия. Простейшие движения твердого тела. Сложное
движение точки и твердого тела

4/2
2

В том числе практических и лабораторных занятий

2/2

Практическое занятие № 7. Определение параметров движения точки
для любого вида движения

2/2

ПК.1.1;ОК-01,ОК04,ОК-07;КК1КК4

Уо01.01-Уо01.09,
Уо04.01,Уо04.02
Уо07.01-07.03
3о01.01-Зо01.06

Зо 04.01,Зо04.02

Самостоятельная работа обучающихся

3о07.01-Зо01.05

Н1.1.01,
У1.1.01,
З1.1.01,

Тема 1.5.
Динамика

Содержание учебного материала

Основные понятия. Метод кинетостатики. Работа и мощность. Общие
теоремы динамики.

4/2
2

В том числе практических и лабораторных занятий

2/2

Практическое занятие № 8. Решение задач по определению частоты
вращения валов и вращающих моментов, мощности на валах по
заданной кинематической схеме привода

2/2

Самостоятельная работа обучающихся

ПК.1.1;ОК-01,ОК04,ОК-07;КК1КК4

Уо01.01-Уо01.09,
Уо04.01,Уо04.02
Уо07.01-07.03
3о01.01-Зо01.06

Зо 04.01,Зо04.02
3о07.01-Зо01.05

Н1.1.01,

У1.1.01,
З1.1.01,
Промежуточная аттестация
Всего:

Контрольная работа
34/17

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть
предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет(ы)««Техническая механика»;
оснащенный(ые) в соответствии с п. 6.1.2.1 образовательной программы по по
специальности 35.02.08 Электротехнические системы в агропромышленном комплексе
(АПК).
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы
для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда
образовательной организации выбирается не менее одного издания из перечисленных
ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом
список может быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные издания
1Сборник коротких задач по теоретической механике: учебное пособие для среднего
профессионального образования/ под редакцией О. Э. Кепе. — Санкт-Петербург: Лань,
2021. — 368 с. — ISBN 978-5-8114-6721-1.
2. Тюняев, А. В. Основы конструирования деталей машин. Детали передач с гибкой
связью: учебное пособие для среднего профессионального образования / А. В. Тюняев. —
Санкт-Петербург: Лань, 2021. — 148 с. — ISBN 978-5-8114-6724-2.
3. Филатов, Ю. Е. Введение в механику материалов учебное пособие длясреднего
профессионального образования / Ю. Е. Филатов. — Санкт-Петербург: Лань, 2021. — 320
с. — ISBN 978-5-8114-6752-5.
4. Лукьянчикова, И. А. Техническая механика. Примеры и задания для
самостоятельной работы учебное пособие длясреднего профессионального образования /
И. А. Лукьянчикова, И. В. Бабичева. — Санкт-Петербург Лань, 2021. — 236 с. — ISBN
978-5-8114-6522-4
.
3.2.2. Основные электронные издания
1.1. Техническая механика: учебник / Л. Н. Гудимова, Ю. А. Епифанцев, Э. Я.
Живаго, А. В. Макаров. — Санкт-Петербург: Лань, 2020. — 324 с. — ISBN 978-5-81144498-4. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL:
https://e.lanbook.com/book/148215
2. Тюняев, А. В. Основы конструирования деталей машин. Валы и оси учебное
пособие длясреднего профессионального образования / А. В. Тюняев. — Санкт-Петербург
Лань, 2020. — 316 с. — ISBN 978-5-8114-6458-6. — Текст : электронный // Лань
электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/148014
3. Максимов, А. Б. Механика. Решение задач статики и кинематики: учебное пособие
для / А. Б. Максимов. — Санкт-Петербург: Лань, 2021. — 208 с. — ISBN 978-5-8114-67679. — Текст электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL:
https://e.lanbook.com/book/152478
4. Бертяев, В. Д. Теоретическая и прикладная механика. Самостоятельная и учебноисследовательская работа студентов: учебное пособие для среднего профессионального

образованиясреднего профессионального образования / В. Д. Бертяев, В. С. Ручинский. —
Санкт-Петербург Лань, 2021. — 420 с. — ISBN 978-5-8114-8158-3. — Текст:
электронный //
Лань
электронно-библиотечная
система.
—
URL:
https://e.lanbook.com/book/179024

3.2.3. Дополнительные источники
1. Королев, П. В. Техническая механика: учебное пособие для СПО / П. В. Королев.
— Саратов Профобразование, Ай Пи Ар Медиа, 2020. — 111 c. — ISBN 978-5-4488-06728, 978-5-4497-0264-7. — Текст электронный // Электронный ресурс цифровой
образовательной
среды
СПО
PROFобразование
[сайт].
—
URL:
https://profspo.ru/books/88496

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения3

Критерии оценки

Основные понятия и аксиомы
теоретической механики,
законы равновесия и
перемещения тел.

Точное перечисление
условий равновесия
системы сходящихся сил
и системы произвольно
расположенных сил.
Обоснованный выбор
методики выполнения
расчета.

Текущий контроль в форме
практических занятий

Сформулированы
основные понятия и
принципы
конструирования
деталей.
Выполнение расчетов на
прочность при
растяжении и сжатии,
срезе и смятии,
правильно и в
соответствии с
алгоритмом
Выбор формы
поперечных сечений
осуществлен
рационально и в
соответствии с видом
сечений

Текущий контроль в форме
практических занятий

Методики выполнения
основных расчетов по
теоретической механике,
сопротивлению материалов и
деталям машин.
Основы конструирования
деталей и сборочных единиц.

Производить расчеты на
прочность при растяжениисжатии, срезе и смятии,
кручении и изгибе.

Выбирать рациональные
формы поперечных сечений

Методы оценки

Текущий контроль в форме
практических занятий

Экспертная оценка
выполнения расчетнографических работ

Экспертная оценка
выполнения расчетнографических работ

Производить расчеты
зубчатых и червячных
передач, передачи «винтгайка», шпоночных
соединений на контактную
прочность
Производить
проектировочный
проверочный расчеты валов
Производить подбор и расчет
подшипников качения

Расчет передач выполнен
точно и в соответствии с
алгоритмом

Экспертная оценка
выполнения практических и
расчетно-графических работ

Проектировочный и
проверочный расчеты
выполнены точно и в
соответствии с
алгоритмом
Расчет выполнен
правильно в соответствии
с заданием

Экспертная оценка
выполнения практических и
расчетно-графических работ
Экспертная оценка
выполнения практических и
расчетно-графических работ


Наверх

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.





Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».