Министерство образования Республики Мордовия Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Мордовия «Краснослободский аграрный техникум» Утверждаю: Директор ГБПОУ РМ «Краснослободский аграрный техникум» ____________Г.В.Ятайкин РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.01. « ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА» для специальности 35.02.08 Электротехнические системы в агропромышленном комплексе (АПК). 2023 год Рассмотрена и одобрена на заседании предметной (цикловой) комиссии общепрофессиональных и специальных дисциплин Председатель __________ М.И.Курашкин Протокол № ____от «____»_______20___г. Рекомендована Методическим советом ГБПОУ РМ «Краснослободский аграрный техникум» Заместитель директора по учебной работе ________________________Т.В.Шитова Протокол № ____от «____»_______20___г. Рабочая программа учебной дисциплины ОП.01 «ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА» Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (приказ Министерства просвещения РФ от 27 мая 2022 года № 368) для специальности среднего профессионального образования 35.02.08 Электрические системы в агропромышленном комплексе (АПК) Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Мордовия «Краснослободский аграрный техникум» Разработчик: Селезнева Л.П., преподаватель общепрофессиональных дисциплин ГБПОУ РМ «Краснослободский аграрный техникум» Приложение 3.7 к ПООП-П по специальности35.02.08 Электротехнические системы в агропромышленном комплексе (АПК). РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОП.01. ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА» СОДЕРЖАНИЕ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОП.01 ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА» 1.1 Место дисциплины в структуре основной образовательной программы: Учебная дисциплина «ОП. 01 Инженерная графика» является обязательной частью общепрофессионального цикла ОП.00 основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 35.02.08 Электротехнические системы в агропромышленном комплексе (АПК). Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 02, ОК 04 , ПК 1.1 1.2 Цель и планируемые результаты освоения дисциплины: В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания Код Код ПК, ОК умений ПК 1.1 У 1.1.01 У 1.1.02 Умения Код знаний Знания производить монтаж и наладку приборов освещения, сигнализации, контрольноизмерительных приборов, звуковой сигнализации и предохранителей в тракторах, автомобилях и сельскохозяйственной технике З 1.1.01 правила технической эксплуатации электроустановок подбирать электропривод для основных сельскохозяйственных машин и установок З 1.1.02 правила охраны труда на рабочем месте У 1.1.03 проводить утилизацию и ликвидацию отходов электрического хозяйства З 1.1.03 основные средства и способы механизации производственных процессов в растениеводстве и животноводстве У 1.1.04 читать электрические схемы и чертежи электрических аппаратов напряжением до 1000 В и выше З 1.1.04 принцип действия и особенности работы электропривода в условиях сельскохозяйственного производства З 1.1.05 назначение светотехнических и электротехнологических установок З 1.1.06 назначение, устройство, принцип работы машин постоянного тока, трансформаторов, асинхронных машин и машин специального назначения Н 1.1.01 монтажа и наладки электрооборудования сельскохозяйственных предприятий Н 1.1.02 эксплуатации электрооборудования сельскохозяйственных предприятий ОК 01 Уо 01.01 распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте Уо 01.02 Зо 01.01 актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить Зо 01.02 основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте Зо 01.03 алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях Зо 01.04 методы работы в профессиональной и смежных сферах Зо 01.05 структуру плана для решения задач Зо 01.06 порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности Зо 02.01 номенклатура информационных источников, применяемых в профессиональной анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части Уо 01.03 Уо 01.04 Уо 01.05 ОК 02 определять этапы решения задачи выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы составлять план действия Уо 01.06 определять необходимые ресурсы Уо 01.07 владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах Уо 01.08 реализовывать составленный план Уо 01.09 оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника) Уо 02.01 определять задачи для поиска информации деятельности ОК 04 Уо 02.02 определять необходимые источники информации Зо 02.02 приемы структурирования информации Уо 02.03 планировать процесс поиска; структурировать получаемую информацию Зо 02.03 формат оформления результатов поиска информации, современные средства и устройства информатизации Уо 02.04 выделять наиболее значимое в перечне информации Зо 02.04 порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности в том числе с использованием цифровых средств Уо 02.05 оценивать практическую значимость результатов поиска Уо 02.06 оформлять результаты поиска, применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач Уо 02.07 использовать современное программное обеспечение Уо 02.08 использовать различные цифровые средства для решения профессиональных задач Уо 04.01 организовывать работу коллектива и команды Зо 04.01 психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности Уо 04.02 взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности Зо 04.02 основы проектной деятельности 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем в часах Объем образовательной программы учебной дисциплины 34 в т.ч. в форме практической подготовки 20 в т. ч.: теоретическое обучение 14 практические занятия 20 Самостоятельная работа - Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета 2 2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины Наименование разделов и тем Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся 1 2 Раздел 1. Геометрическое и проекционное черчение Тема 1.1 Основные сведения по оформлению чертежей Объем, акад. ч / в том числе в форме практической подготовки, акад. ч 3 4 Код Н/У/З 5 16/10 Содержание Предмет, цели и задачи дисциплины. Основные понятия и термины. Структура дисциплины. Форматы. Типы линий. Шрифт стандартный. Оформление чертежей в соответствии с ГОСТ Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы 4 2 В том числе практических занятий ПК 1.1 З 1.1.-1.1.06, ОК 01, ОК 02, ОК 04 У 1.1.01-1.1.04, КК 3 Н 1.1.-1.1.02, Уо01.01- 01.09, Зо 01.01- 01.06, 2 Уо 02.01- 02.08, Зо 02.01 - 02.04, Практическое занятие 1. Выполнение титульного листа альбома графических работ обучающегося Уо 04.01- 04.02, 2 Зо 04.01- 04.02 Тема1.2 Геометрические построения и Содержание 1. Деление окружности на равные части. 6/4 2 ПК 1.1 З 1.1.-1.1.06, ОК 01, ОК 02, ОК 04 У 1.1.01-1.1.04, приемы вычерчивания контуров технических деталей 2. Сопряжения. КК 3 Н 1.1.-1.1.02, Уо 01.01- 01.09, Зо 01.01- 01.06, 3. Нанесение размеров. В том числе практических занятий 4 Уо 02.01- 02.08, Зо 02.01 - 02.04, Практическое занятие 2. Вычерчивание контуров технических деталей Уо 04.01- 04.02, 4 Зо 04.01- 04.02 Тема1.3 Аксонометрические проекции фигур и тел Содержание 6/4 1. Аксонометрические проекции 2. Проецирование точки ПК 1.1 З 1.1.-1.1.06, ОК 01, ОК 02, ОК 04 КК 3 У 1.1.01-1.1.04, 2 Уо 01.01- 01.09, Зо 01.01- 01.06, 3. Проецирование геометрических тел В том числе практических занятий 4 Уо 02.01- 02.08, Зо 02.01 - 02.04, Практическое занятие 3. Выполнение комплексных чертежей и аксонометрических изображений геометрических тел с нахождением проекций точек, принадлежащих поверхности тел Уо 04.01- 04.02, 4 Раздел 2. Машиностроительное черчение Тема 2.1 Содержание Н 1.1.-1.1.02, Зо 04.01- 04.02 14/8 4/2 ПК 1.1 З 1.1.-1.1.06, Изображения, виды, разрезы, сечения 1. Основные, дополнительные и местные виды ОК 01, ОК 02, ОК 04 КК 3 2. Простые, наклонные, сложные и местные разрезы 3. Вынесенные и наложенные сечения 2 У 1.1.01-1.1.04, Н 1.1.-1.1.02, Уо 01.01- 01.09, Зо 01.01- 01.06, 4. Построение видов, сечений и разрезов В том числе практических занятий Уо 02.01- 02.08, Зо 02.01 - 02.04, 2 Уо 04.01- 04.02, Практическое занятие 4. По двум заданным видам построить третий вид, выполнить необходимые разрезы и выполнить аксонометрическую проекцию с вырезом передней четверти детали Тема 2.2 Содержание Резьба, резьбовые соединения и эскизы деталей 1. Изображение резьбы и резьбовых соединений Зо 04.01- 04.02 2 4/2 2. Рабочие эскизы деталей 2 ПК 1.1 З 1.1.-1.1.06, ОК 01, ОК 02, ОК 04 КК 3 У 1.1.01-1.1.04, Н 1.1.-1.1.02, Уо 01.01- 01.09, Зо 01.01- 01.06, 3. Обозначение материалов на чертежах В том числе практических занятий 2 Уо 02.01- 02.08, Зо 02.01 - 02.04, Практическое занятие 5. Выполнить эскиз детали с применением необходимых разрезов и сечений и построить аксонометрическую проекцию детали с вырезом передней четверти Уо 04.01- 04.02, 2 Зо 04.01- 04.02 Тема 2.3 Содержание Сборочные чертежи и их оформление 1. Разъемные и неразъемные соединения 2. Зубчатые передачи 6/4 2 В том числе практических занятий ПК 1.1 З 1.1.-1.1.06, ОК 01, ОК 02, ОК 04 КК 3 У 1.1.01-1.1.04, Н 1.1.-1.1.02, Уо 01.01- 01.09, Зо 01.01- 01.06, 4 Уо 02.01- 02.08, Зо 02.01 - 02.04, Практическое занятие 6. Выполнение сборочного чертежа Уо 04.01- 04.02, 4 Зо 04.01- 04.02 Раздел 3. Схемы электрические принципиальные 4/2 Тема 3.1 4/2 Общие сведения об электрических Содержание Чтение и выполнение чертежей схем В том числе практических занятий 2 2 схемах и их элементах ПК 1.1 З 1.1.-1.1.06, ОК 01, ОК 02, ОК 04 КК 3 У 1.1.01-1.1.04, Н 1.1.-1.1.02, Уо 01.01- 01.09, Зо 01.01- 01.06, Практическое занятие 7. Выполнение чертежа электрической схемы 2 Уо 02.01- 02.08, Зо 02.01 - 02.04, Уо 04.01- 04.02, Зо 04.01- 04.02 Самостоятельная учебная работа обучающихся - Промежуточная аттестация - дифференцированный зачет Всего: 34/20 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1 Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения: Кабинет«Инженерной графики»,оснащенный оборудованием: доска учебная, рабочие места по количеству обучающихся, рабочее место для преподавателя, наглядные пособия (детали, сборочные узлы, плакаты, модели и др.), комплекты учебно-методической и нормативной документации; техническими средствами обучения: компьютер, принтер, графопостроитель (плоттер), проектор с экраном. 3.2 Информационное обеспечение реализации программы Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список, может быть дополнен новыми изданиями. 3.2.1 Основные печатные издания 1.Инженерная графика. Принципы рационального конструирования: учебное пособие для среднего профессионального образования / В. Н. Крутов, Ю. М. Зубарев, И. В. Демидович, В. А. Треяль — Санкт-Петербург: Лань, 2021. — 204 с. — ISBN 978-5-8 Панасенко, В. Е. Инженерная графика учебник длясреднего профессионального образования / В. Е. Панасенко. — Санкт-Петербург Лань, 2021. — 168 с. — ISBN 978-58114-6828-7. 2. Бударин, О. С. Начертательная геометрия: учебное пособие длясреднего профессионального образования / О. С. Бударин. — Санкт-Петербург: Лань, 2020. — 360 с. — ISBN 978-5-8114-5861-5. 3. Миронова Р.С., Миронов Б.Г. Инженерная графика: учебник. - М.: Высшая школа, Изд.центр «Академия», 2020 — 256 с. 4. Миронова Р.С., Миронов Б.Г. Сборник заданий по инженерной графике. – М.: Высшая школа, Изд.центр «Академия», 2020— 287 с. 5. Корниенко, В. В. Начертательная геометрия: учебное пособие для среднего профессионального образования / В. В. Корниенко, В. В. Дергач, И. Г. Борисенко. — Санкт-Петербург: Лань, 2021. — 192 с. — ISBN 978-5-8114-6583-5. 6. Тарасов, Б. Ф. Начертательная геометрия: учебник для среднего профессионального образования / Б. Ф. Тарасов, Л. А. Дудкина, С. О. Немолотов — Санкт-Петербург: Лань, 2021. — 256 с. — ISBN 978-5-8114-6890-4. 7. Леонова, О. Н. Начертательная геометрия в примерах и задачах: учебное пособие для среднего профессионального образования / О. Н. Леонова, Е. А. Разумнова — СанктПетербург: Лань, 2020. — 212 с. — ISBN 978-5-8114-6413-5. 3.2.2 Основные электронные издания 1.Панасенко, В. Е. Инженерная графика учебник для среднего профессионального образования / В. Е. Панасенко. — Санкт-Петербург: Лань, 2021. — 168 с. — ISBN 978-58114-6828-7. — Текст электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/153640 (дата обращения: 12.01.2021). — Режим доступа: для авториз. пользователей. 2. Серга Г. В. Инженерная графика для строительных специальностей: учебник / Г. В. Серга И. И. Табачук, Н. Н. Кузнецова. — 2-е изд., испр. — Санкт-Петербург: Лань, 2019. — 300 с. — ISBN 978-5-8114-3602-6. — Текст: электронный// Лань: электроннобиблиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/148155 (дата обращения: 12.01.2021). — Режим доступа: для авториз. пользователей. 3. Штейнбах, О. Л. Инженерная графика учебное пособие для СПО / О. Л. Штейнбах. — Саратов: Профобразование, 2021. — 100 c. — ISBN 978-5-4488-1174-6. — Текст: электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО PROFобразование: [сайт]. — URL: https://profspo.ru/books/106614 (дата обращения: 20.06.2022). — Режим доступа: для авторизир. пользователей 4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Результаты обучения Критерии оценки Методы оценки Оценка «5» ставится, если 90 – 100 % тестовых заданий выполнено верно. Экспертная оценка результатов деятельности обучающегося при выполнении и защите практических работ; Знания: Основных правил построения чертежей и схем, способов графического представления пространственных образов, возможностей пакетов прикладных программ компьютерной графики в профессиональной деятельности, основных положений конструкторской, технологической и другой нормативной документации, основ строительной графики Оценка «4» ставится, если верно выполнено 70 -80 % заданий. Оценка «3» ставится, если 50-60 % заданий выполнено верно. тестирование, контрольная работа Если верно выполнено менее 50 % заданий, то ставится оценка «2». Оценка «пять» ставится, если обучающийся верно выполнил и правильно оформил практическую работу. Оценка «четыре» ставится, если обучающийся допускает незначительные неточности при выполнении и оформлении практической работы. Оценка «три» ставится, если обучающийся допускает неточности и ошибки при выполнении и оформлении практической работы. Оценка «два» ставится, если обучающийся не отвечает на поставленные вопросы. Экспертная оценка при защите отчёта по практическому занятию. Оценка «пять» ставится, если обучающийся своевременно выполняет практическую работу, при выполнении работы проявляет аккуратность, самостоятельность, творчество. Экспертная оценка при защите отчета по практической работе. Оценка «четыре» ставится, если обучающийся своевременно выполняет практическую работу, но допускает незначительные неточности. Оценка «три» ставится, если обучающийся допускает неточности или ошибки при выполнении практической работы Оценка «два» ставится, если обучающийся не выполняет практическую работу, либо выполняет работу с грубыми ошибками. Умения: Оформлять проектноконструкторскую, технологическую и другую техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой, выполнять изображения, разрезы и сечения на чертежах, выполнять деталирование сборочного чертежа, решать графические задачи Оценка «пять» ставится, если обучающийся своевременно выполняет практическую работу, при выполнении работы проявляет аккуратность, самостоятельность, творчество. Оценка «четыре» ставится, если обучающийся своевременно выполняет практическую работу, но допускает незначительные неточности. Оценка «три» ставится, Экспертное наблюдение за выполнением практических заданий если обучающийся допускает неточности или ошибки при выполнении практической работы Оценка «два» ставится, если обучающийся не выполняет практическую работу, либо выполняет работу с грубыми ошибками. Оценка «пять» ставится, если верно отвечает на все поставленные вопросы. Оценка «четыре» ставится, если допускает незначительные неточности при ответах на вопросы. Оценка «три» ставится, если обучающийся допускает неточности или ошибки при ответах на вопросы Оценка «два» ставится, если обучающийся не отвечает на поставленные вопросы. Оценка «пять» ставится, если обучающийся своевременно выполняет практическую работу, при выполнении работы проявляет аккуратность, самостоятельность, творчество. Оценка «четыре» ставится, если обучающийся своевременно выполняет практическую работу, но допускает незначительные неточности. Экспертное наблюдение за выполнением практических заданий Оценка «три» ставится, если обучающийся допускает неточности или ошибки при выполнении практической работы Оценка «два» ставится, если обучающийся не выполняет практическую работу, либо выполняет работу с грубыми ошибками.