СГ.06 Основы финансовой грамотности

Министерство образования Республики Мордовия
Государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение Республики Мордовия «Краснослободский аграрный техникум»
Утверждаю:
Директор ГБПОУ РМ
«Краснослободский аграрный техникум»
____________________Г.В.Ятайкин

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ СГ.05
«Основы финансовой грамотности»
для специальности для специальности 35.02.08 Электротехнические системы в
агропромышленном комплексе (АПК).

Рассмотрена и одобрена
на заседании предметной(цикловой)
аграрный комиссии общих гуманитарных и
социально-экономических дисциплин
Председатель__________В.А. Мартынова
Протокол № ____ от «_____» ___20___г.

Рекомендована Методическим советом
ГБПОУ
РМ
«Краснослободский
техникум»
Зам. директора по учебной работе
_______________________Т.В. Шитова
Протокол № ____ от «_____» ___20___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
«Основы финансовой грамотности»

Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Республики Мордовия «Краснослободский
аграрный техникум»

Разработчик: Владимирова Е.П. преподаватель Государственного бюджетного
профессионального
образовательного
учреждения
Республики
Мордовия
«Краснослободский аграрный техникум» (ГБПОУ РМ «Краснослободский аграрный
техникум»).

Приложение 3.6
к ПООП-П по специальности
35.02.08.Электротехнические системы в агропромышленном комплексе(АПК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СГ.06 Основы финансовой грамотности

2023 год

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
«СГ.06 Основы финансовой грамотности»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина СГ.06 Основы финансовой грамотности является
обязательной частью социально-гуманитарного цикла ПООП-П в соответствии с ФГОС
СПО ФГОС по специальности 35.02.08 Электротехнические системы в
агропромышленном комплексе (АПК).
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 09.
a. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения
и знания
Код
ПК, ОК
ОК 01

Выбирать способы
решения задач
профессиональной
деятельности
применительно
к различным
контекстам

Код
умений
Уо
01.01

Умения
распознавать задачу
и/или проблему
в профессиональном
и/или социальном
контексте

Уо
01.02

Код
знаний
Зо
01.01

Зо
01.02
анализировать задачу
и/или проблему и
выделять её составные
части

Уо
01.03
Уо
01.04

Уо
01.05
Уо
01.06

Уо
01.07

определять этапы
решения задачи
выявлять и
эффективно искать
информацию,
необходимую для
решения задачи и/или
проблемы
составлять план
действия
определять
необходимые ресурсы
владеть актуальными
методами работы
в профессиональной и

Зо
01.03
Зо
01.04

Зо
01.05
Зо
01.06

Знания
актуальный
профессиональный
и социальный
контекст, в котором
приходится работать
и жить
основные источники
информации
и ресурсы для
решения задач и
проблем
в профессиональном
и/или социальном
контексте
алгоритмы
выполнения работ в
профессиональной и
смежных областях
методы работы в
профессиональной и
смежных сферах

структуру плана для
решения задач
порядок оценки
результатов решения
задач
профессиональной
деятельности

Уо
01.08
Уо
01.09

ОК 02

Использовать
современные средства
поиска, анализа
и интерпретации
информации,
и информационные
технологии для
выполнения задач
профессиональной
деятельности

Уо
02.01

Уо
02.02

Зо
02.01

определять
необходимые
источники
информации
планировать процесс
поиска;
структурировать
получаемую
информацию

Зо
02.02

Уо
02.04

выделять наиболее
значимое в перечне
информации

Зо
02.04

Уо
02.05

оценивать
практическую
значимость
результатов поиска
оформлять результаты
поиска, применять
средства
информационных
технологий для
решения
профессиональных
задач
использовать
современное
программное
обеспечение
использовать
различные цифровые
средства для решения
профессиональных
задач
определять

Уо
02.03

Уо
02.06

Уо
02.07
Уо
02.08

ОК 03

смежных сферах
реализовывать
составленный план
оценивать результат и
последствия своих
действий
(самостоятельно или с
помощью наставника)
определять задачи для
поиска информации

Уо

Зо
02.03

Зо

номенклатура
информационных
источников,
применяемых в
профессиональной
деятельности
приемы
структурирования
информации
формат оформления
результатов поиска
информации,
современные средства
и устройства
информатизации
порядок их
применения и
программное
обеспечение в
профессиональной
деятельности в том
числе с
использованием
цифровых средств

содержание

Планировать
и реализовывать
собственное
профессиональное
и личностное
развитие,
предпринимательскую
деятельность
в профессиональной
сфере, использовать
знания по финансовой
грамотности
в различных
жизненных ситуациях

03.01

Уо
03.02
Уо
03.03

Уо
03.04

Уо
03.05

Уо
03.06
Уо
03.07

ОК 04

Эффективно
взаимодействовать
и работать
в коллективе и
команде

ОК 05

Осуществлять устную

Уо
03.08
Уо
03.09
Уо
04.01

Уо
04.02

Уо
05.01

актуальность
нормативно-правовой
документации в
профессиональной
деятельности
применять
современную научную
профессиональную
терминологию
определять и
выстраивать
траектории
профессионального
развития и
самообразования
выявлять достоинства
и недостатки
коммерческой идеи

03.01

актуальной
нормативно-правовой
документации

Зо
03.02

современная научная
и профессиональная
терминология

Зо
03.03

возможные
траектории
профессионального
развития
и
самообразования

Зо
03.04

презентовать идеи
открытия
собственного дела в
профессиональной
деятельности;
оформлять бизнесплан
рассчитывать размеры
выплат по
процентным ставкам
кредитования
определять
инвестиционную
привлекательность
коммерческих идей в
рамках
профессиональной
деятельности
презентовать бизнесидею
определять источники
финансирования
организовывать работу
коллектива
и команды

Зо
03.05

основы
предпринимательской
деятельности; основы
финансовой
грамотности
правила разработки
бизнес-планов

взаимодействовать с
коллегами,
руководством,
клиентами в ходе
профессиональной
деятельности
грамотно излагать
свои мысли

Зо
03.06

порядок
выстраивания
презентации

Зо
03.07

кредитные банковские
продукты

Зо
04.01

Зо
04.02

психологические
основы деятельности
коллектива,
психологические
особенности личности
основы проектной
деятельности

Зо
05.01

особенности
социального и

и письменную
коммуникацию
на государственном
языке Российской
Федерации с учетом
особенностей
социального
и культурного
контекста

ОК 06

Проявлять
гражданскопатриотическую
позицию,
демонстрировать
осознанное поведение
на основе
традиционных
общечеловеческих
ценностей, в том
числе
с учетом
гармонизации
межнациональных
и межрелигиозных
отношений,
применять стандарты
антикоррупционного
поведения
ОК 09

Пользоваться
профессиональной
документацией
на государственном
и иностранном языках

и оформлять
документы по
профессиональной
тематике на
государственном
языке, проявлять
толерантность в
рабочем коллективе

культурного
контекста;

Зо
05.02
Уо
06.01

описывать значимость
своей специальности

Зо
06.01

Уо
06.02

применять стандарты
антикоррупционного
поведения

Зо
06.02
Зо
06.03

Уо
09.01

Уо
09.02

Уо
09.03

Уо

правила оформления
документов
и построения устных
сообщений
сущность гражданскопатриотической
позиции,
общечеловеческих
ценностей
значимость
профессиональной
деятельности по
специальности
стандарты
антикоррупционного
поведения и
последствия его
нарушения

понимать общий
смысл четко
произнесенных
высказываний на
известные темы
(профессиональные и
бытовые), понимать
тексты на базовые
профессиональные
темы
участвовать в
диалогах на знакомые
общие
и профессиональные
темы
строить простые
высказывания о себе и
о своей
профессиональной
деятельности

Зо
09.01

правила построения
простых и сложных
предложений на
профессиональные
темы

Зо
09.02

кратко обосновывать

Зо

основные
общеупотребительные
глаголы (бытовая и
профессиональная
лексика)
лексический
минимум,
относящийся к
описанию предметов,
средств и процессов
профессиональной
деятельности
особенности

Зо
09.03

09.04
Уо
09.05

и объяснять свои
действия (текущие и
планируемые)
писать простые
связные сообщения на
знакомые или
интересующие
профессиональные
темы

09.04

произношения

Зо
09.05

правила чтения
текстов
профессиональной
направленности

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы учебной дисциплины

32

в т. ч.:
теоретическое обучение

16

практические занятия

16

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачёта

2

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы
организации деятельности обучающихся

1
2
Раздел 1. Банки:чем они могут быть полезны
Тема 1.1.
Банковская система
России. Текущие
счета и банковские
карты.
Сберегательные
вклады: как они
работают и как
сделать выбор.

Содержание
Банковская система России. Текущие счета и
банковские карты. Сберегательные вклады:
как они работают.

Объем, акад.
Коды компетенций и
ч / в том
личностных
числе в
результатов1,формированию
форме
которых способствует
практической
элемент программы
подготовки,
акад. ч
3
4
8
4

Зо02.01- Зо02.04, Зо03.02
Зо03.05,
Зо03.07,
Зо05.02
Уо02.01-Уо02.08,
Уо03.01,Уо03.03,
Уо03.06,Уо03.07,Уо03.09,
Уо 05.01

ОК02, ОК 03, ОК 05
КК 1- КК 3, КК 8

Зо02.01- Зо02.04, Зо03.02
Зо03.05,
Зо03.07,
Зо05.02
Уо02.01-Уо02.08,
Уо03.01,Уо03.03,
Уо03.06,Уо03.07,Уо03.09,

2

Определение суммы процентов по вкладам
2

1

ОК02, ОК 03, ОК 05
КК 1- КК 3, КК 8

2

В том числе практических занятий и
лабораторных работ

В соответствии с Приложением 4 ПООП-П.

Код Н/У/З

Уо 05.01
Тема 1.2.
Кредиты. Виды
кредитов

Содержание
Кредиты: когда их брать и как оценивать.
Условия способы получения кредитов. Виды
кредитов. Прочие услуги банков.

В том числе практических занятий и
лабораторных работ

4

Зо01.02,Зо01.05, Зо01.06
Уо01.01-Уо01.09,
Уо09.01

ОК01, ОК 09
КК 1- КК 3, КК 8

Зо01.02,Зо01.05, Зо01.06
Уо01.01-Уо01.09,
Уо09.01

ОК01- ОК 03
КК 1- КК 3, КК 8

Зо01.01,Зо01.05,
Зо01.06,Зо02.01,Зо02.03,
Зо02.04,Зо03.01,Зо03.04,
Зо03.07
Уо01.03,Уо01.06,Уо01.09,
Уо02.01,Уо02.06,Уо02.07,
Уо03.03,Уо03.06,Уо03.09

ОК01- ОК 03
КК 1- КК 3, КК 8

Зо01.01,Зо01.05,
Зо01.06,Зо02.01,Зо02.03,
Зо02.04,Зо03.01,Зо03.04,
Зо03.07
Уо01.03,Уо01.06,Уо01.09,

2

2

Определение суммы процентов по кредитам
2
Раздел 2. Фондовый и валютный рынки: как их использовать для
роста доходов

4

Тема 2
Риск и доходность

4

Содержание

ОК01, ОК 09
КК 1- КК 3, КК 8

Риск и доходность. Облигации. Акции.

2

В том числе практических занятий и
лабораторных работ

2

Управление рисками. Расчет прибыльности и
рентабельности.
2

Уо02.01,Уо02.06,Уо02.07,
Уо03.03,Уо03.06,Уо03.09
Раздел 3. Страхование: что и как надо страховать, чтобы не
попасть в беду
Тема 3.1.
Содержание
Страхование
Социально-экономическое содержание
имущества
страхования. Участники страховых
отношений.

В том числе практических занятий и
лабораторных работ
Определение размера страхового платежа

8
4
ОК01, ОК 05
КК 1- КК 3, КК 8

Зо01.01,Зо01.05, Зо01.06,
Зо05.02
Уо01.01-Уо01.09,
Уо05.01

ОК01, ОК 05
КК 1- КК 3, КК 8

Зо01.01,Зо01.05, Зо01.06,
Зо05.02
Уо01.01-Уо01.09,
Уо05.01

ОК01, ОК 05
КК 1- КК 3, КК 8

Зо01.01,Зо01.05, Зо01.06,
Зо05.02
Уо01.01-Уо01.09,
Уо05.01

ОК01, ОК 05
КК 1- КК 3, КК 8

Зо01.01,Зо01.05, Зо01.06,
Зо05.02
Уо01.01-Уо01.09,
Уо05.01

2

2

2
Тема 3.2.
Страхование
здоровья и жизни

Содержание

4

Понятие, состав и общая характеристика
страхования жизни. Содержание и виды
договора страхования

2

В том числе практических занятий и
лабораторных работ

2

Определение размера страхового возмещения

2

Раздел 4. Налоги: почему их надо платить, и чем грозит неуплата
Тема 4.1.

Содержание

6
6

Налоги. Виды
налогов.

Налоги. Виды налогов. Важность налоговой
системы для общества и государства

ОК02, ОК 03, ОК 06
КК 1- КК 3, КК 8

Зо02.01- Зо02.04, Зо03.02
-Зо03.05, Зо03.07, Зо06.03
Уо02.01-Уо02.08,
Уо03.01,Уо03.03,
Уо03.06,Уо03.07,Уо
03.09, Уо 06.02

ОК02, ОК 03, ОК 06
КК 1- КК 3, КК 8

Зо02.01- Зо02.04, Зо03.02
-Зо03.05, Зо03.07, Зо06.03
Уо02.01-Уо02.08,
Уо03.01,Уо03.03,
Уо03.06,Уо03.07,Уо
03.09, Уо 06.02

ОК02, ОК 03, ОК 06
КК 1- КК 3, КК 8

Зо02.01- Зо02.04, Зо03.02
-Зо03.05, Зо03.07, Зо06.03
Уо02.01-Уо02.08,
Уо03.01,Уо03.03,
Уо03.06,Уо03.07,Уо
03.09, Уо 06.02

ОК03
КК 1- КК 3, КК 8

Зо03.02,Зо03.04,
Уо03.02-Уо03.04,
Уо03.09

2

В том числе практических занятий и
лабораторных работ

2

Решение задач по федеральным налогам

2

В том числе практических занятий и
лабораторных работ

2

Решение задач по региональным и местным
налогам
2

Раздел 5. Собственный бизнес: как создать и не потерять

6

Тема 5.1.
Отличия
предпринимательской
деятельности от
работы по найму

Содержание
Предпринимательская деятельность. Работа
по найму. Преимущества и риски
предпринимательской деятельности.

2

Тема5.2.

Содержание

4

2

Пошаговое создание
собственной
компании. Бизнесплан.

Пошаговое создание собственной компании.
Ведение бизнеса на основе оценки личного
потенциала.

ОК01- ОК 04
КК 1- КК 3, КК 8

Зо01.02,Зо01.05,
Зо02.03,Зо02.04,Зо03.01,
Зо03.02,Зо03.04,Зо03.05,
Зо04.02
Уо01.01,Уо01.03,Уо01.05,
Уо01.08,Уо02.01,Уо02.06,
Уо02.07,Уо02.08,Уо03.05,
Уо03.08,Уо04.01,Уо04.02

ОК01- ОК 04
КК 1- КК 3, КК 8

Зо01.02,Зо01.05,
Зо02.03,Зо02.04,Зо03.01,
Зо03.02,Зо03.04,Зо03.05,
Зо04.02
Уо01.01,Уо01.03,Уо01.05,
Уо01.08,Уо02.01,Уо02.06,
Уо02.07,Уо02.08,Уо03.05,
Уо03.08,Уо04.01,Уо04.02

2

В том числе практических занятий и
лабораторных работ

2

Составление бизнес-плана

2

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного
зачёта

2

Всего:

32

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть
предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет(ы)«Основы финансовой грамотности», оснащенный(ые) в соответствии с
п. 6.1.2.1 образовательной программы по специальности 35.02.08Электротехнические
системы в агропромышленном комплексе(АПК)
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы
для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда
образовательной организации выбирается не менее одного издания из перечисленных
ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом
список может быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные издания
1. Жданова А.О. Финансовая грамотность: учебная программа. СПО.М. ВИТАПРЕСС,2020
2. Жданова А.О. Финансовая грамотность: материалы для обучающихся. СПО.М.
ВИТА-ПРЕСС,2020
3. Жданова А.О. Финансовая грамотность: методические рекомендации для
преподавателя. СПО.М. ВИТА-ПРЕСС, 2020
4. Жданова
А.О.
Финансовая
грамотность:
контрольно
измерительные
материалы.СПО.М. ВИТА-ПРЕСС,2019
5. Кошелева Т.Н. Основы предпринимательской деятельности СПб. : Изд-во
СПбАУЭ, 2019 г.
6. Управление персоналом организации :учебник/ под ред. А.Я. Кибанова. 3е.,перераб.и доп. М.: ИНФРА-М,2019г.
3.2.2. Основные электронные издания
1. Банковские услуги и отношения людей с банками: курс лекций (электронный
ресурс)
2. Все о будущей пенсии для учебы и жизни (электронный ресурс)
3. Романова И.Б., Айнуллова Д.Г. Налоги и налогообложение: теория и практика
(электронный ресурс)
4. Финансовые пирамиды и финансовое мошенничество: кус лекций(электронный
ресурс)

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения
Критерии оценки
Методы оценки
Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины
Знать:
демонстрирует знания
Устный опрос.
устройство банковской
основных понятий
Тестирование.
системы, основные виды банков и финансовой грамотности;
их операций;
ориентируется в
основные понятия
нормативно-правовой базе,
финансовой грамотности и
регламентирующей вопросы
основные законодательные акты, финансовой грамотности;
регламентирующие ее вопросы;
способен планировать
виды принятия решений в
личный и семейный
условиях ограниченности
бюджеты;
ресурсов;
владеет знаниями для
основные виды планирования; обоснования и реализации
сущность понятий «депозит» и бизнес-идеи;
«кредит», их виды и
дает характеристику
принципы;схемы кредитования
различным видам банковских
физических лиц;
операций, кредитов, схем
устройство налоговой
кредитования,
системы, виды налогообложения
умеет определять признаки
физических лиц;
финансового мошенничества;
признаки финансового
применяет знания при
мошенничества;
участии на страховом рынке;
основные разделы бизнесплана;
виды страхования;
Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины
Уметь:
применяет теоретические
применять теоретические
знания по финансовой
знания по финансовой
грамотности для
грамотности для практической
практической деятельности и
деятельности и повседневной
повседневной жизни;
жизни;
планирует свои доходы и
взаимодействовать в
расходы и грамотно
коллективе и работать в команде; применяет полученные
рационально планировать свои знания для оценки
доходы и расходы;
собственных экономических
грамотно применять
действий в качестве
полученные знания для оценки
потребителя, страхователя,
собственных экономических
налогоплательщика, члена
действий в качестве потребителя, семьи и гражданина;
налогоплательщика,страхователя,
выполняет практические
члена семьи и гражданина;
задания, основанные на
использовать приобретенные
ситуациях, связанных с

Решение
практических работ.
Устный опрос.
Тестирование.
Дифференцированный
зачет

знания для выполнения
практических заданий,
основанных на ситуациях,
связанных с банковскими
операциями, рынком ценных
бумаг, страховым рынком,
фондовой и валютной биржами;
анализирует состояние
финансовых рынков, используя
различные источники
информации;
определять назначение видов
налогов и применять полученные
знания для расчёта НДФЛ,
налоговых вычетов, заполнения
налоговой декларации;
планировать и анализировать
семейный бюджет и личный
финансовый план;
составлять обоснование
бизнес-идеи

банковскими операциями,
страховым рынком,
проводит анализ состояния
финансовых рынков,
используя различные
источники информации;
определяет назначение
видов налогов и
рассчитывает НДФЛ,
налоговый вычет;
ориентируется в правовых
нормах по защите прав
потребителей финансовых
услуг и выявляет признаки
мошенничества на
финансовом рынке в
отношении физических лиц;
планирует и анализирует
семейный бюджет и личный
финансовый план;
составляет обоснование
бизнес-идеи


Наверх

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.





Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».