Министерство образования Республики Мордовия Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Мордовия «Краснослободский аграрный техникум» Утверждаю: Директор ГБПОУ РМ «Краснослободский аграрный техникум» ____________Г.В.Ятайкин РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ СГ.05 «ОСНОВЫ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА» для специальности 35.02.08 Электротехнические системы в агропромышленном комплексе (АПК). 2023 год Рассмотрена и одобрена на заседания предметной (цикловой) комиссии математических и общих естественнонаучных дисциплин Председатель________А.Н.Бесков Протокол №____от «____» ______20___г. Рекомендована Методическим советом ГБПОУ РМ «Краснослободский аграрный техникум» Заместитель директора по учебной работе _______________________Т.В. Шитова Протокол №____от «____» ______20___г. Рабочая программа учебной дисциплины СГ.05. « ОСНОВЫ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА» Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (приказ Министерства просвещения РФ от 27 мая 2022 года № 368) для специальности среднего профессионального образования 35.02.08 Электрические системы в агропромышленном комплексе (АПК) Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Мордовия «Краснослободский аграрный техникум» Разработчик: Бесков А.Н.преподаватель общеобразовательных дисциплин Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Мордовия «Краснослободский аграрный техникум» Приложение 3.5 к ПООП-П по специальности 35.02.08.Электротехнические системы в агропромышленном комплексе(АПК) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «СГ.05. ОСНОВЫ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА» СОДЕРЖАНИЕ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ СГ 05 «ОСНОВЫ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА» 1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы: Учебная дисциплина «Основы бережливого производства» является обязательной частью социально-гуманитарного цикла; примерной основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 35.02.08 Электротехнические системы в агропромышленном комплексе (АПК). Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ПК01; ОК 04, ОК 07. 1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины: В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания Код ПК, ОК ПК01 Код умений У 1.1.01 Умения Код знаний Поддерживать З 1.1.01 режимы работ ,производить монтаж и наладку приборов освещения, сигнализации, контрольноизмерительных приборов, звуковой сигнализации и предохранителей в тракторах, автомобилях и сельскохозяйственной технике; подбирать электропривод для основных сельскохозяйственных машин и установок; проводить утилизацию и ликвидацию отходов электрического хозяйства; читать электрические схемы и чертежи электрических аппаратов Знания Устроиство универсальных и специальных преспособлений ,правила технической эксплуатации электроустановок правила охраны труда на рабочем месте основные средства и способы механизации производственных процессов в растениеводстве и животноводстве; принцип действия и особенности работы электропривода в условиях сельскохозяйственного производства; назначение светотехнических и электротехнологических установок; назначение, устройство, принцип работы машин постоянного тока, ОК 04 ОК-07 напряжением до 1000 В и выше трансформаторов, асинхронных машин и машин специального назначения; Уо 04.01 организовывать работу Зо 04.01 коллектива и команды Уо 04.02 взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности соблюдать нормы экологической безопасности; психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности основы проектной деятельности Уо 07.01 Уо 07.02 Уо 07.03 Зо 04.02 З о 07.01 определять З о 07.02 направления ресурсосбережения в рамках профессиональной деятельности по специальности, осуществлять работу с соблюдением принципов бережливого производства организовывать З о 07.03 профессиональную деятельность с учетом знаний об изменении климатических условий региона правила экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности основные ресурсы, задействованные в профессиональной деятельности пути обеспечения ресурсосбережения З о 07.04 принципы бережливого производства изменения З о 07.05 основные направления изменения климатических условий региона 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем в часах Объем образовательной программы учебной дисциплины 32 в т.ч. в форме практической подготовки 16 в т. ч.: теоретическое обучение 16 практические занятия 16 Самостоятельная работа* Промежуточная аттестация диф.зач 2 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Наименование разделов и тем Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся 1 2 Раздел 1. Бережливое производство как условие повышения эффективности деятельности на предприятиях Тема 1.1. Содержание учебного материала Понятие сущность бережливого производства Тема 1.2. Философия бережливого и Понятие «бережливое производство». Ключевые понятия бережливого производства. История возникновения бережливого производства. Представители школы научного управления и их вклад в бережливое производство В том числе практических занятий Самостоятельная работа обучающихся* Коды Объем, акад. компетенций, ч / в том формированию числе в которых форме практической способствует элемент подготовки, акад.ч. программы 3 Код Н/У/З 4 16/8 2 ОК 04 ОК 07 ПК 1.1 КК1-КК4 2 У04.01-У04.02 У.07.01-07.03 З04.01-З04.02 З.07.01-07.05 Н 1.1.01 У 1.1.01 З 1.1.01 - Содержание учебного материала 6 ОК 04 ОК 07 ПК 1.1 КК1-КК4 У04.01-У04.02 У.07.01-07.03 З04.01-З04.02 З.07.01-07.05 производства Тема 1.3. Инструменты бережливого производства Концепция бережливого производства. Японская и американская системы бережливого производства. Западная система бережливого производства. Бережливое производство как процесс. Принципы бережливого производства. Сокращение потерь как цель бережливого производства. Виды потерь. Культура бережливого производства: понятие, принципы, практика. Организационные ценности бережливого производства, их сущность. Составляющие проектирования потока создания ценности. Отечественный опыт внедрения принципов бережливого производства В том числе практических занятий Практическое занятие № 1. Анализ и поиск потерь в производственном процессе Практическое занятие № 2. Деловая игра «Проектирование карты потока создания ценности» Самостоятельная работа обучающихся* Содержание учебного материала Совершенствование производственных процессов и снижение потерь. Метод «6 сигм». Технологии анализа. Технологии улучшений: системы Канбан, 5S, TPM, SMED В том числе практических занятий Практическое занятие № 3. Стандартизация действий сотрудников организации. Анализ наблюдений за действиями сотрудников организации. Заполнение бланков стандартизированной работы ОК 04 ОК 07 ПК 1.1 КК1-КК4 У04.01-У04.02 У.07.01-07.03 З04.01-З04.02 З.07.01-07.05 Н 1.1.01 У 1.1.01 З 1.1.01 ОК 04 ОК 07 ПК 1.1 КК1-КК4 У04.01-У04.02 У.07.01-07.03 З04.01-З04.02 З.07.01-07.05 Н 1.1.01 У 1.1.01 З 1.1.01 2 4 2 2 6 2 4 2 Практическое занятие № 4. Деловая игра «Внедрение системы подачи материалов по системе Канбан в организации/ Деловая игра «Решение производственной проблемы»1 Самостоятельная работа обучающихся* 2 Тема 1.4. Содержание учебного материала Технологии вовлечения персонала. Стратегии организационных изменений. Система подачи предложений. в Создание команды реформаторов. Корпоративная культура. Формирование корпоративной культуры бережливого производства. Создание условий для широкого вовлечения и участия сотрудников в преобразованиях. Причины сопротивления изменений и способы их преодоления. Взаимодействия в системе бережливого производства 3 В том числе практических занятий Практическое занятие № 5. Разработка концепции будущего, создание образа и ценностей Самостоятельная работа обучающихся* Тема 1.5. Содержание учебного материала Трансформация предприятия в бережливое. Необратимость Особенности изменений применения В том числе практических занятий бережливого Практическое занятие № 6. Разработка мини-проекта производства в «Бережливое производство в профессиональной сфере» профессиональной Самостоятельная работа обучающихся* сфере. 2 Управление персоналом системе бережливого производства Выбор деловой игры осуществляется по желанию обучающихся 1 ОК 04 ОК 07 ПК 1.1 КК1-КК4 У04.01-У04.02 У.07.01-07.03 З04.01-З04.02 З.07.01-07.05 Н 1.1.01 У 1.1.01 З 1.1.01 ОК 04 ОК 07 ПК 1.1 КК1-КК4 У04.01-У04.02 У.07.01-07.03 З04.01-З04.02 З.07.01-07.05 Н 1.1.01 У 1.1.01 З 1.1.01 1 2 2 1 1 1 - Раздел 2. Правовые, нормативные и организационные основы экологической безопасности и ресурсосбережения 12/5 Тема 2.1. Содержание учебного материала Охрана окружающей среды Экология: понятие, значение. Экологические проблемы, возникающие в процессе производственной деятельности. Охрана окружающей среды и обеспечение безопасности при осуществлении производственной деятельности. Обеспечение промышленной безопасности опасных производственных объектов. Экологический мониторинг объектов производства и окружающей среды. Профилактические мероприятия по охране окружающей среды. Учет климатических условий региона в профессиональной деятельности В том числе практических занятий Практическое занятие № 7. Разработка мини-проекта «Составление экологического паспорта организации. Разработка рекомендаций по организации профессиональной деятельности с учетом знаний об изменении климатических условий региона» 3 1 2 2 ОК 04 ОК 07 ПК 1.1 КК1-КК4 У04.01-У04.02 У.07.01-07.03 З04.01-З04.02 З.07.01-07.05 Н 1.1.01 У 1.1.01 З 1.1.01 ОК 04 ОК 07 ПК 1.1 КК1-КК4 У04.01-У04.02 У.07.01-07.03 З04.01-З04.02 З.07.01-07.05 Н 1.1.01 У 1.1.01 З 1.1.01 Самостоятельная работа обучающихся* Тема 2.2. Содержание учебного материала Нормирование в области охраны окружающей среды. Оценка Контроль и надзор качества окружающей среды. Принципы, методы и средства в области охраны защиты окружающей среды от загрязнения. Утилизация и окружающей захоронение отходов. среды Осуществление контроля и надзора в области охраны окружающей среды. Ответственность за экологические правонарушения. Мониторинг в области охраны окружающей среды. Экологическая экспертиза. Международное сотрудничество в области экологии В том числе практических занятий 1 ОК 04 ОК 07 ПК 1.1 КК1-КК4 У04.01-У04.02 У.07.01-07.03 З04.01-З04.02 З.07.01-07.05 Н 1.1.01 У 1.1.01 З 1.1.01 ОК 04 ОК 07 ПК 1.1 КК1-КК4 У04.01-У04.02 У.07.01-07.03 З04.01-З04.02 З.07.01-07.05 Н 1.1.01 У 1.1.01 З 1.1.01 1 - Тема 2.3. Содержание учебного материала Методы и средства защиты от воздействия негативных факторов и вредных и опасных производственных факторов 3 Промежуточная аттестация контрольная работа Всего 32 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения: Кабинет(ы)«Безопасность жизнедеятельности и охраны труда», оснащенный(ые) в соответствии с п. 6.1.2.1 образовательной программы по специальности 35.02.08 Электротехнические системы в агропромышленном комплексе (АПК). 3.2. Информационное обеспечение реализации программы Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда образовательной организации выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список может быть дополнен новыми изданиями. 3.2.1. Основные печатные издания 1. Вейдер, М.Т. Инструменты бережливого производства. Карманное руководство по практике применения Lean / М.Т. Вейдер. – Москва: Интеллектуальная литература, 2019. – 160 с. Текст непосредственный. 2. Вумек, Д.П. Бережливое производство. Как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании / Д.П. Вумек, Д.Т. Джонс; пер. с анг. С. Турко. – Москва: Альпина Паблишер, 2021. – 472 с. – Текст: непосредственный. 3. Вумек, Дж., Джонс Д. Бережливое производство. – Москва: Альпина Бизнес Букс, 2021. – 472 с. – Текст: непосредственный. 4. Давыдова Н.С., Чуйкова С.Л. Основы бережливого производства: учеб. пособие для обучающихся СПО. Белгород, 2020. 5. Киселев А.А. Принятие управленческих решений. – Москва: Кнорус, 2021. – 170 с. – Текст: непосредственный. 3.2.2. Основные электронные издания 1. Вумек, Д. Бережливое производство: как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании / Джеймс Вумек, Дэниел Джонс; пер. с англ. - 12-е изд. Москва: Альпина Паблишер, 2019. - 472 с. - ISBN 978-5-9614-6829-8. - Текст электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1815955 (дата обращения: 03.02.2022). – Режим доступа: по подписке. 2. Киселев, А.А., Принятие управленческих решений: учебник / А.А. Киселев. — Москва: КноРус, 2021. — 169 с. — ISBN 978-5-406-07898-3. — URL:https://book.ru/book/93834 (дата обращения: 03.02.2022). — Текст: электронный. 3. Салдаева, Е. Ю. Управление качеством: учебное пособие / Е. Ю. Салдаева, Е. М. Цветкова. — Йошкар-Ола: ПГТУ, 2019. — 156 с. — ISBN 978-5-8158-1802-6. — Текст электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/93209 (дата обращения: 03.02.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей. 4. Шмелёва, А. Н. Методы бережливого производства: учебно-методическое пособие / А. Н. Шмелёва. — Москва: РТУ МИРЭА, 2021. — 38 с. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/171543 (дата обращения: 03.02.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей. 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Результаты обучения Критерии оценки Знать: психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности; основы проектной деятельности; принципы бережливого производства; правила экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности; основные ресурсы, задействованные в профессиональной деятельности; пути обеспечения ресурсосбережения; основные направления изменения климатических условий региона владеет профессиональной терминологией; демонстрирует системные знания о структуре, требованиям к проекту; демонстрирует системные знания о принципах, инструментах бережливого производства; оказывает высокий уровень знания основных понятий, принципов и законов в области экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности; демонстрирует системные знания о ресурсосбережении на производстве; об основных направлениях изменения климатических условий региона; демонстрирует системные знания о ресурсосбережении на производстве; об основных направлениях изменения климатических условий региона демонстрирует умение взаимодействовать с коллегами (сокурсниками), руководством (преподавателем), клиентами в ходе профессиональной деятельности; демонстрирует Уметь: организовывать работу коллектива и команды; взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности; соблюдать нормы экологической безопасности; определять направления Методы оценки Тестирование. Устный опрос. Оценка решений ситуационных задач. Практические занятия. Деловые игры. Контрольная работа Тестирование. Устный опрос. Оценка решений ситуационных задач. Практические занятия. Деловые игры. ресурсосбережения в рамках профессиональной деятельности по профессии (специальности); осуществлять работу с соблюдением принципов бережливого производства; организовывать профессиональную деятельность с учетом знаний об изменении климатических условий региона умение использовать средства индивидуальной защиты и оценивать правильность их применения; владеет навыками по организации охраны труда, безопасности жизнедеятельности и защиты окружающей среды при выполнении нескольких видов технологических процессов; соблюдения норм экологической безопасности; демонстрирует умение соблюдать принципы бережливого производства, выбирать инструменты бережливого производства; демонстрирует умение пользоваться принципами разработки технических решений и технологий в области защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий: способен разрабатывать систему документов по защите окружающей среды; способен осуществлять идентификацию опасных и вредных факторов, создаваемых средой обитания и производственной деятельностью человека