СГ.05 Основы бережливого производства

Министерство образования Республики Мордовия
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Республики Мордовия «Краснослободский аграрный техникум»

Утверждаю:
Директор ГБПОУ РМ
«Краснослободский аграрный
техникум»
____________Г.В.Ятайкин

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СГ.05 «ОСНОВЫ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА»
для специальности 35.02.08 Электротехнические системы в агропромышленном
комплексе (АПК).

2023 год

Рассмотрена и одобрена
на заседания предметной (цикловой)
комиссии математических
и общих естественнонаучных дисциплин
Председатель________А.Н.Бесков
Протокол №____от «____» ______20___г.

Рекомендована Методическим советом
ГБПОУ РМ «Краснослободский
аграрный техникум»
Заместитель директора по учебной работе
_______________________Т.В. Шитова
Протокол №____от «____» ______20___г.

Рабочая программа учебной дисциплины
СГ.05. « ОСНОВЫ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА»

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта (приказ Министерства просвещения РФ от 27 мая
2022 года № 368) для специальности среднего профессионального образования
35.02.08 Электрические системы в агропромышленном комплексе (АПК)

Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Республики Мордовия «Краснослободский
аграрный техникум»

Разработчик:
Бесков
А.Н.преподаватель
общеобразовательных
дисциплин
Государственного
бюджетного
профессионального
образовательного
учреждения Республики Мордовия «Краснослободский аграрный техникум»

Приложение 3.5
к ПООП-П по специальности
35.02.08.Электротехнические системы в агропромышленном комплексе(АПК)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«СГ.05. ОСНОВЫ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА»

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СГ 05 «ОСНОВЫ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Основы бережливого производства» является обязательной
частью социально-гуманитарного цикла; примерной основной образовательной программы в
соответствии с ФГОС СПО по специальности 35.02.08 Электротехнические системы в
агропромышленном комплексе (АПК).
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ПК01; ОК 04, ОК 07.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
Код
ПК, ОК
ПК01

Код
умений
У 1.1.01

Умения

Код
знаний

Поддерживать
З 1.1.01
режимы
работ
,производить монтаж
и наладку приборов
освещения,
сигнализации,
контрольноизмерительных
приборов,
звуковой
сигнализации
и
предохранителей
в
тракторах,
автомобилях
и
сельскохозяйственной
технике;
подбирать
электропривод
для
основных
сельскохозяйственных
машин и установок;
проводить
утилизацию
и
ликвидацию отходов
электрического
хозяйства;
читать электрические
схемы и чертежи
электрических
аппаратов

Знания
Устроиство
универсальных
и
специальных
преспособлений
,правила
технической
эксплуатации
электроустановок
правила охраны труда
на рабочем месте
основные средства и
способы механизации
производственных
процессов
в
растениеводстве
и
животноводстве;
принцип действия и
особенности
работы
электропривода
в
условиях
сельскохозяйственного
производства;
назначение
светотехнических
и
электротехнологических
установок;
назначение, устройство,
принцип работы машин
постоянного тока,

ОК 04

ОК-07

напряжением до 1000
В и выше

трансформаторов,
асинхронных машин и
машин специального
назначения;

Уо 04.01

организовывать работу Зо 04.01
коллектива
и команды

Уо 04.02

взаимодействовать с
коллегами,
руководством,
клиентами в ходе
профессиональной
деятельности
соблюдать нормы
экологической
безопасности;

психологические
основы деятельности
коллектива,
психологические
особенности личности
основы проектной
деятельности

Уо 07.01

Уо 07.02

Уо 07.03

Зо 04.02

З о 07.01

определять
З о 07.02
направления
ресурсосбережения в
рамках
профессиональной
деятельности по
специальности,
осуществлять работу с
соблюдением
принципов
бережливого
производства
организовывать
З о 07.03
профессиональную
деятельность с учетом
знаний об изменении
климатических
условий региона

правила экологической
безопасности при
ведении
профессиональной
деятельности
основные ресурсы,
задействованные
в профессиональной
деятельности

пути обеспечения
ресурсосбережения

З о 07.04

принципы бережливого
производства
изменения

З о 07.05

основные направления
изменения
климатических условий
региона

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы учебной дисциплины

32

в т.ч. в форме практической подготовки

16

в т. ч.:
теоретическое обучение

16

практические занятия

16

Самостоятельная работа*
Промежуточная аттестация диф.зач

2

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации
деятельности обучающихся

1

2

Раздел 1. Бережливое производство как условие повышения эффективности
деятельности на предприятиях
Тема 1.1.
Содержание учебного материала
Понятие
сущность
бережливого
производства

Тема 1.2.
Философия
бережливого

и

Понятие «бережливое производство».
Ключевые понятия бережливого производства.
История возникновения бережливого производства.
Представители школы научного управления и их вклад в
бережливое производство
В том числе практических занятий
Самостоятельная работа обучающихся*

Коды
Объем, акад.
компетенций,
ч / в том
формированию
числе в
которых
форме
практической способствует
элемент
подготовки,
акад.ч.
программы
3

Код Н/У/З

4

16/8
2

ОК 04
ОК 07
ПК 1.1
КК1-КК4

2

У04.01-У04.02
У.07.01-07.03
З04.01-З04.02
З.07.01-07.05
Н 1.1.01
У 1.1.01
З 1.1.01

-

Содержание учебного материала
6

ОК 04
ОК 07
ПК 1.1
КК1-КК4

У04.01-У04.02
У.07.01-07.03
З04.01-З04.02
З.07.01-07.05

производства

Тема 1.3.
Инструменты
бережливого
производства

Концепция бережливого производства. Японская и
американская системы бережливого производства. Западная
система бережливого производства. Бережливое производство
как процесс.
Принципы бережливого производства.
Сокращение потерь как цель бережливого производства.
Виды потерь.
Культура бережливого производства: понятие, принципы,
практика.
Организационные ценности бережливого производства, их
сущность. Составляющие проектирования потока создания
ценности.
Отечественный опыт внедрения принципов бережливого
производства
В том числе практических занятий
Практическое занятие № 1. Анализ и поиск потерь в
производственном процессе
Практическое занятие № 2. Деловая игра «Проектирование
карты потока создания ценности»
Самостоятельная работа обучающихся*
Содержание учебного материала
Совершенствование производственных процессов и снижение
потерь.
Метод «6 сигм». Технологии анализа. Технологии улучшений:
системы Канбан, 5S, TPM, SMED
В том числе практических занятий
Практическое занятие № 3. Стандартизация действий
сотрудников организации. Анализ наблюдений за действиями
сотрудников
организации.
Заполнение
бланков
стандартизированной работы

ОК 04
ОК 07
ПК 1.1
КК1-КК4

У04.01-У04.02
У.07.01-07.03
З04.01-З04.02
З.07.01-07.05
Н 1.1.01
У 1.1.01
З 1.1.01

ОК 04
ОК 07
ПК 1.1
КК1-КК4

У04.01-У04.02
У.07.01-07.03
З04.01-З04.02
З.07.01-07.05
Н 1.1.01
У 1.1.01
З 1.1.01

2

4
2
2
6
2
4
2

Практическое занятие № 4. Деловая игра «Внедрение системы
подачи материалов по системе Канбан в организации/ Деловая
игра «Решение производственной проблемы»1
Самостоятельная работа обучающихся*

2

Тема 1.4.

Содержание учебного материала
Технологии
вовлечения
персонала.
Стратегии
организационных изменений. Система подачи предложений.
в Создание команды реформаторов.
Корпоративная культура. Формирование корпоративной
культуры бережливого производства.
Создание условий для широкого вовлечения и участия
сотрудников в преобразованиях. Причины сопротивления
изменений и способы их преодоления. Взаимодействия в
системе бережливого производства

3

В том числе практических занятий
Практическое занятие № 5. Разработка концепции будущего,
создание образа и ценностей
Самостоятельная работа обучающихся*
Тема 1.5.
Содержание учебного материала
Трансформация предприятия в бережливое. Необратимость
Особенности
изменений
применения
В том числе практических занятий
бережливого
Практическое занятие № 6. Разработка мини-проекта
производства
в
«Бережливое производство в профессиональной сфере»
профессиональной
Самостоятельная работа обучающихся*
сфере.

2

Управление
персоналом
системе
бережливого
производства

Выбор деловой игры осуществляется по желанию обучающихся

1

ОК 04
ОК 07
ПК 1.1
КК1-КК4

У04.01-У04.02
У.07.01-07.03
З04.01-З04.02
З.07.01-07.05
Н 1.1.01
У 1.1.01
З 1.1.01

ОК 04
ОК 07
ПК 1.1
КК1-КК4

У04.01-У04.02
У.07.01-07.03
З04.01-З04.02
З.07.01-07.05
Н 1.1.01
У 1.1.01
З 1.1.01

1

2
2
1
1
1
-

Раздел 2. Правовые, нормативные и организационные основы экологической
безопасности и ресурсосбережения
12/5

Тема 2.1.

Содержание учебного материала

Охрана
окружающей
среды

Экология: понятие, значение. Экологические проблемы,
возникающие в процессе производственной деятельности.
Охрана окружающей среды и обеспечение безопасности при
осуществлении производственной деятельности. Обеспечение
промышленной безопасности опасных производственных
объектов.
Экологический мониторинг объектов производства и
окружающей среды. Профилактические мероприятия по охране
окружающей среды.
Учет климатических условий региона в профессиональной
деятельности
В том числе практических занятий
Практическое занятие № 7. Разработка мини-проекта
«Составление экологического паспорта организации. Разработка
рекомендаций по организации профессиональной деятельности с
учетом знаний об изменении климатических условий региона»

3

1

2
2

ОК 04
ОК 07
ПК 1.1
КК1-КК4

У04.01-У04.02
У.07.01-07.03
З04.01-З04.02
З.07.01-07.05
Н 1.1.01
У 1.1.01
З 1.1.01

ОК 04
ОК 07
ПК 1.1
КК1-КК4

У04.01-У04.02
У.07.01-07.03
З04.01-З04.02
З.07.01-07.05
Н 1.1.01
У 1.1.01
З 1.1.01

Самостоятельная работа обучающихся*
Тема 2.2.
Содержание учебного материала
Нормирование в области охраны окружающей среды. Оценка
Контроль и надзор качества окружающей среды. Принципы, методы и средства
в области охраны защиты окружающей среды от загрязнения. Утилизация и
окружающей
захоронение отходов.
среды
Осуществление контроля и надзора в области охраны
окружающей среды. Ответственность за экологические
правонарушения.
Мониторинг в области охраны окружающей среды.
Экологическая экспертиза. Международное сотрудничество в
области экологии
В том числе практических занятий

1
ОК 04
ОК 07
ПК 1.1
КК1-КК4

У04.01-У04.02
У.07.01-07.03
З04.01-З04.02
З.07.01-07.05
Н 1.1.01
У 1.1.01
З 1.1.01

ОК 04
ОК 07
ПК 1.1
КК1-КК4

У04.01-У04.02
У.07.01-07.03
З04.01-З04.02
З.07.01-07.05
Н 1.1.01
У 1.1.01
З 1.1.01

1

-

Тема 2.3.

Содержание учебного материала

Методы
и
средства защиты
от
воздействия
негативных
факторов
и
вредных
и
опасных
производственных
факторов

3

Промежуточная аттестация контрольная работа

Всего

32

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть
предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет(ы)«Безопасность жизнедеятельности и охраны труда», оснащенный(ые) в
соответствии с п. 6.1.2.1 образовательной программы по специальности 35.02.08
Электротехнические системы в агропромышленном комплексе (АПК).
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы
для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда
образовательной организации выбирается не менее одного издания из перечисленных
ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом
список может быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные издания
1.
Вейдер, М.Т. Инструменты бережливого производства. Карманное руководство по
практике применения Lean / М.Т. Вейдер. – Москва: Интеллектуальная литература, 2019.
– 160 с. Текст непосредственный.
2.
Вумек, Д.П. Бережливое производство. Как избавиться от потерь и добиться
процветания вашей компании / Д.П. Вумек, Д.Т. Джонс; пер. с анг. С. Турко. – Москва:
Альпина Паблишер, 2021. – 472 с. – Текст: непосредственный.
3.
Вумек, Дж., Джонс Д. Бережливое производство. – Москва: Альпина Бизнес Букс,
2021. – 472 с. – Текст: непосредственный.
4.
Давыдова Н.С., Чуйкова С.Л. Основы бережливого производства: учеб. пособие для
обучающихся СПО. Белгород, 2020.
5.
Киселев А.А. Принятие управленческих решений. – Москва: Кнорус, 2021. – 170 с.
– Текст: непосредственный.
3.2.2. Основные электронные издания
1. Вумек, Д. Бережливое производство: как избавиться от потерь и добиться
процветания вашей компании / Джеймс Вумек, Дэниел Джонс; пер. с англ. - 12-е изд. Москва: Альпина Паблишер, 2019. - 472 с. - ISBN 978-5-9614-6829-8. - Текст электронный.
- URL: https://znanium.com/catalog/product/1815955 (дата обращения: 03.02.2022). – Режим
доступа: по подписке.
2. Киселев, А.А., Принятие управленческих решений: учебник / А.А. Киселев.
— Москва: КноРус, 2021. — 169 с. — ISBN 978-5-406-07898-3. —
URL:https://book.ru/book/93834 (дата обращения: 03.02.2022). — Текст: электронный.
3. Салдаева, Е. Ю. Управление качеством: учебное пособие / Е. Ю. Салдаева,
Е. М. Цветкова. — Йошкар-Ола: ПГТУ, 2019. — 156 с. — ISBN 978-5-8158-1802-6. —
Текст электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL:
https://e.lanbook.com/book/93209 (дата обращения: 03.02.2022). — Режим доступа: для
авториз. пользователей.
4. Шмелёва, А. Н. Методы бережливого производства: учебно-методическое
пособие / А. Н. Шмелёва. — Москва: РТУ МИРЭА, 2021. — 38 с. — Текст: электронный //
Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/171543 (дата
обращения: 03.02.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения

Критерии оценки

Знать:
психологические основы
деятельности
коллектива,
психологические особенности
личности;
основы
проектной
деятельности;
принципы бережливого
производства;
правила
экологической
безопасности при ведении
профессиональной
деятельности;
основные
ресурсы,
задействованные
в
профессиональной
деятельности;
пути
обеспечения
ресурсосбережения;
основные
направления
изменения
климатических
условий региона

владеет
профессиональной
терминологией;
демонстрирует
системные
знания
о
структуре, требованиям к
проекту;
демонстрирует
системные
знания
о
принципах, инструментах
бережливого
производства;
оказывает
высокий
уровень знания основных
понятий, принципов и
законов
в
области
экологической
безопасности
при
ведении
профессиональной
деятельности;
демонстрирует
системные
знания
о
ресурсосбережении
на
производстве;
об
основных направлениях
изменения
климатических условий
региона;
демонстрирует
системные
знания
о
ресурсосбережении
на
производстве;
об
основных
направлениях изменения
климатических условий
региона
демонстрирует
умение
взаимодействовать
с
коллегами
(сокурсниками),
руководством
(преподавателем),
клиентами
в
ходе
профессиональной
деятельности;
демонстрирует

Уметь:
организовывать
работу
коллектива и команды;
взаимодействовать
с
коллегами,
руководством,
клиентами
в
ходе
профессиональной
деятельности;
соблюдать
нормы
экологической безопасности;
определять направления

Методы оценки

Тестирование.
Устный опрос.
Оценка решений
ситуационных
задач.
Практические занятия.
Деловые игры.
Контрольная работа

Тестирование.
Устный опрос.
Оценка решений
ситуационных
задач.
Практические занятия.
Деловые игры.

ресурсосбережения в рамках
профессиональной
деятельности по профессии
(специальности);
осуществлять работу с
соблюдением
принципов
бережливого производства;
организовывать
профессиональную
деятельность с учетом знаний
об изменении климатических
условий региона

умение
использовать
средства индивидуальной
защиты и оценивать
правильность
их
применения;
владеет навыками по
организации
охраны
труда,
безопасности
жизнедеятельности
и
защиты
окружающей
среды при выполнении
нескольких
видов
технологических
процессов; соблюдения
норм
экологической
безопасности;
демонстрирует
умение
соблюдать
принципы бережливого
производства, выбирать
инструменты
бережливого
производства;
демонстрирует
умение
пользоваться
принципами разработки
технических решений и
технологий в области
защиты
производственного
персонала и населения от
возможных последствий
аварий,
катастроф,
стихийных бедствий:
способен
разрабатывать
систему
документов по защите
окружающей среды;
способен осуществлять
идентификацию опасных
и вредных факторов,
создаваемых средой
обитания и
производственной
деятельностью человека


Наверх

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.





Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».