Министерство образования Республики Мордовия Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Мордовия «Краснослободский аграрный техникум» Утверждаю: Директор ГБПОУ РМ «Краснослободский аграрный техникум» ____________Г.В.Ятайкин РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ СГ.0 « ИСТОРИЯ РОССИИ» для специальности 35.02.08 Электротехнические системы в агропромышленном комплексе (АПК). 2023 год Рассмотрена и одобрена на заседании предметной(цикловой) аграрный комиссии общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин Председатель__________В.А. Мартынова Протокол № ____ от «_____» ___20___г. Рекомендована Методическим советом ГБПОУ РМ «Краснослободский техникум» Зам. директора по учебной работе _______________________Т.В. Шитова Протокол № ____ от «_____» ___20___г. Рабочая программа учебной дисциплины «История России» Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (приказ Министерства просвещения РФ от 27 мая 2022 года № 368) для специальности среднего профессионального образования 35.02.08 Электрические системы в агропромышленном комплексе (АПК) Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Мордовия «Краснослободский аграрный техникум» Разработчик: Симунин Р.А. преподаватель общепрофессиональных дисциплин Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Мордовия «Краснослободский аграрный техникум» Приложение 3. Программы учебных дисциплин Приложение 3.1 к ПООП-П по специальности35.02.08 Электротехнические системы в агропромышленном комплексе (АПК). РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ СГ.01. «ИСТОРИЯ РОССИИ» СОДЕРЖАНИЕ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ … 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ … 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ … 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ … 4 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ СГ.01 «История России» 1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы: Учебная дисциплина «История России» является обязательной частью социальногуманитарного цикла примерной основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии35.02.08 Электротехнические системы в агропромышленном комплексе (АПК). Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 04, ОК 05 ОК 06. 1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины: В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания Код ПК, ОК Код Умения Код Знания умений знаний ОК04 Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде ОК05 Уо 04.01 организовывать Зо 04.01 работу коллектива и команды Уо 04.02 взаимодействовать с Зо 04.02 коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности грамотно излагать Зо 05.01 свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке, проявлять толерантность в рабочем коллективе Зо 05.02 Уо 05.01 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста ОК06 Проявлять гражданско- Уо 06.01 описывать Зо 06.01 значимость своей специальности психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности основы проектной деятельности особенности социального культурного контекста; и правила оформления документов и построения устных сообщений сущность гражданскопатриотической позиции, 5 патриотическую позицию, демонстрировать осознанное Уо 06.02 поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения общечеловеческих ценностей применять Зо 06.02 стандарты антикоррупционного поведения значимость профессиональной деятельности по специальности Зо 06.03 стандарты антикоррупционного поведения и последствия его нарушения 6 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем в часах Объем образовательной программы учебной дисциплины 32 в т.ч. в форме практической подготовки 16 в т. ч.: теоретическое обучение 16 практические занятия (если предусмотрено) 16 Самостоятельная работа Промежуточная аттестация Дифференцированный зачет 2 7 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Наименование разделов и тем Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся 1 2 Раздел 1. Развитие СССР и его место в мире в 1980-е гг. Тема 1.1. Внутренняя и внешняя политика государственной власти в СССР к началу 1980-х гг. Тема 1.2. Противоречия социальноэкономического развития в СССР в Объем, акад. ч / в том числе в форме практической подготовки, акад ч Коды компетенций и личностных результатов, формированию которых способствует элемент программы 3 12/6 4 Содержание учебного материала 4 1. Особенности идеологии, национальной, культурной и социально-экономической политики. 2 ОК-4 ОК-5 ОК-6 В том числе практических занятий 2 Практическое занятие № 1. Отношения с сопредельными государствами, Евросоюзом, США, странами «третьего мира». Содержание учебного материала 1. Концепция ускорения социально-экономического развития страны. 2. Политика перестройки и гласности. В том числе практических занятий КК-2 КК-4 Код Н/У/З Уо 04.01, Уо 04.02, Зо 04.01, Зо 04.02, Уо 05.01, Зо 05.01, Зо 05.02, Уо 06.01, Уо 06.02, Зо 06.01, Зо 06.02, Зо 06.03 2/2 4 2 ОК-4 ОК-5 ОК-6 КК-2 Уо 04.01, Уо 04.02, Зо 04.01, Зо 04.02, Уо 05.01, Зо 05.01, Зо 05.02, Уо 06.01, Уо 06.02, Зо 06.01, Зо 06.02, Зо 06.03 2 8 1980-ые годы. Тема 1.3. Отражение событий в Восточной Европе на дезинтеграционных процессах в СССР. Практическое занятие № 2. Проекты новых экономических программ (Л.И. Абалкин, «500 дней» С.С. Шаталина и Г. Явлинского и др.), денежная реформа 1991г. Содержание учебного материала 1. Политические события в Восточной Европе во второй половине 80-х гг. В том числе практических занятий Практическое занятие № 3. Ликвидация (распад) СССР и образование СНГ. Российская Федерация как правопреемница СССР. Раздел 2. Россия и мир в конце ХХ – начале ХХI века Тема 2.1. Курс Содержание учебного материала экономических 1. Первый этап либеральных реформ в России (1991–1993 гг.). реформ 90-х годов. Предпосылки радикальной экономической реформы и ее основные направления. В том числе практических и лабораторных занятий Практическое занятие № 4. Дефолт 1998 г. Итоги социальноэкономических преобразований 1990-х гг. Тема 2.2. Содержание учебного материала Государственно1. Политический кризис 1993г. Сепаратизм и угроза распада политическое России. развитие РФ в 90 –е 2. Двоевластие: борьба за власть между президентом РФ и гг. Верховным Советом. В том числе практических и лабораторных занятий Практическое занятие № 5. Принятие Конституции РФ. Выборы в Государственную Думу РФ. КК-4 2/2 4 2 ОК-4 ОК-5 ОК-6 КК-2 КК-4 Уо 04.01, Уо 04.02, Зо 04.01, Зо 04.02, Уо 05.01, Зо 05.01, Зо 05.02, Уо 06.01, Уо 06.02, Зо 06.01, Зо 06.02, Зо 06.03 2 2/2 12/4 4 2 2 ОК-4 ОК-5 ОК-6 КК-2 КК-4 Уо 04.01, Уо 04.02, Зо 04.01, Зо 04.02, Уо 05.01, Зо 05.01, Зо 05.02, Уо 06.01, Уо 06.02, Зо 06.01, Зо 06.02, Зо 06.03 2/2 4 ОК-4 ОК-5 ОК-6 2 КК-2 КК-4 Уо 04.01, Уо 04.02, Зо 04.01, Зо 04.02, Уо 05.01, Зо 05.01, Зо 05.02, Уо 06.01, Уо 06.02, Зо 06.01, Зо 06.02, Зо 06.03 2 2/2 9 Тема 2.3. Постсоветское пространство в 90-е гг. XX века. Содержание учебного материала 1. Локальные национальные и религиозные конфликты на пространстве бывшего СССР в 90-е годы. «Чеченский кризис». В том числе практических и лабораторных занятий Практическое занятие № 6. Основные направления внешней политики РФ в конце 1990 - начале 2000 гг. Раздел 3. Россия и мир в начале XXI века Тема 3.1. Содержание учебного материала Внутренняя 1. Курс на укрепление государственности. Партийные реформы. политика в начале Парламентские и президентские выборы 2003 и 2004 гг. XXI в. В том числе практических и лабораторных занятий Практическое занятие № 7. Экономический рост и продолжение реформ. Тема 3.2. Россия в Содержание учебного материала условиях 1. Новая конфигурация власти и выборы Президента глобального В том числе практических и лабораторных занятий кризиса. Практическое занятие № 8. Парламентские и Президентские выборы 2011 – 2012 гг., 2016 г. Промежуточная аттестация диф.зач Всего: 4 2 2 ОК-4 ОК-5 ОК-6 КК-2 КК-4 Уо 04.01, Уо 04.02, Зо 04.01, Зо 04.02, Уо 05.01, Зо 05.01, Зо 05.02, Уо 06.01, Уо 06.02, Зо 06.01, Зо 06.02, Зо 06.03 2 8/3 4 2/1 2 ОК-4 ОК-5 ОК-6 КК-2 КК-4 Уо 04.01, Уо 04.02, Зо 04.01, Зо 04.02, Уо 05.01, Зо 05.01, Зо 05.02, Уо 06.01, Уо 06.02, Зо 06.01, Зо 06.02, Зо 06.03 2/2 4 2 2 2 ОК-4 ОК-5 ОК-6 КК-2 КК-4 Уо 04.01, Уо 04.02, Зо 04.01, Зо 04.02, Уо 05.01, Зо 05.01, Зо 05.02, Уо 06.01, Уо 06.02, Зо 06.01, Зо 06.02, Зо 06.03 32/16 10 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Для реализации программы профессионального модуля должны быть предусмотрены следующие специальные помещения: Кабинет(ы)«Кабинетсоциально-экономических дисциплин», оснащенный(ые) в соответствии с п. 6.1.2.1 образовательной программы по специальности 35.02.08 Электротехнические системы в агропромышленном комплексе. 3.2. Информационное обеспечение реализации программы Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда образовательной организации выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список может быть дополнен новыми изданиями. 3.2.1. Основные печатные издания 1. История России XX - начала XXI века: учебник для среднего профессионального образования / Д. О. Чураков [и др.]; под редакцией Д. О. Чуракова, С. А. Саркисяна. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 311 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-13853-5. — Текст: непосредственный. 2. Земцов, Б. Н. История отечественного государства и права. Советский период учебное пособие / Б. Н. Земцов. — Санкт-Петербург Лань, 2020. — 216 с. — ISBN 978-58114-5726-7. 3. Кириллов, В. В. История России: учебник для среднего профессионального образования / В. В. Кириллов, М. А. Бравина. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 565 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5534-08560-0. — Текст: непосредственный 3.2.2. Основные электронные издания 1.Бугров, К. Д. История России: учебное пособие для СПО / К. Д. Бугров, С. В. Соколов. — 2-е изд. — Саратов Профобразование, 2021. — 125 c. — ISBN 978-5-44881105-0. — Текст: электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО PROFобразование [сайт]. — URL: https://profspo.ru/books/104903 2. Земцов, Б. Н. История отечественного государства и права. Советский период: учебное пособие / Б. Н. Земцов. — Санкт-Петербург: Лань, 2020. — 216 с. — ISBN 978-58114-5726-7. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/146808 11 4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Результаты обучения1 Критерии оценки Методы оценки Знания о современной исторической науке, её специфике, методах исторического познания и его роли в решении задач прогрессивного развития Российской Федерации в мире; основных направлений развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.); сущности и причин локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX – начале XXI вв.; основных процессов политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира; назначения ООН, НАТО, ЕС и других межправительственных организаций и основных направлений их деятельности; роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций; содержания и назначения важнейших нормативноправовых актов мирового и регионального значения. демонстрация основных направлений и особенностей исторического пути развития регионов мира на рубеже XX и XXI веков. способность анализировать причины межгосударственных конфликтов XX в. Способность провести анализ исторической информации политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира. Способность давать оценку основным направлениям деятельности международных организаций ООН, НАТО, ЕС и др. Способность дать определение причинноследственных связей науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций. Знание нормативных, правовых и законодательных актов мирового и регионального значения. Способность описать и прокомментировать современную экономическую, политическую, культурную ситуацию в России и мире. Способность анализировать и характеризовать взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем. устный опрос, письменный опрос, оценка результатов выполнения практической работы. умения самостоятельно ориентироваться в современной экономической, политической, культурной ситуации в Российской Федерации и мире; выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социальноэкономических, политических и культурных проблем; отстаивать активную гражданскую позицию. Оценка результатов выполнения практической работы. 1 12 13