Адаптированная образовательная программа Санитар ветеринарный 2023 docx

Министерство образования Республики Мордовия
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Республики Мордовия «Краснослободский аграрный техникум»

Согласовано:
Заместитель Министра образования
Республики Мордовия
_______________(________________)

Утверждаю:
Врио Директора ГБПОУ РМ
«Краснослободский
аграрный техникум»
___________________(Г.В.Ятайкин)

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ПРОГРАММА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Профессия 18111 Санитар ветеринарный
Квалификация - Санитар ветеринарный 3 разряда
Форма обучения – очная
Срок освоения образовательной программы – 1 год 10 месяцев
Год поступления – 2023

Согласовано с работодателем
Заместитель главы – начальник
управления по работе с отраслями АПК и
ЛПХ Краснослободского
муниципального района РМ
_____________ П.М. Федосеев

Содержание
Раздел 1. Общие положения………………………………………………………………….....
1.1. Нормативно-правовые основы разработки АОППО………………………………….
1.2. Требования к поступающим……………………………………………………………
Раздел 2. Характеристика профессиональной деятельности выпускников и требования к
результатам освоения АОППО………………………………………………………………….
2.1. Область и объекты профессиональной деятельности………………………………...
2.2. Виды и задачи профессиональной деятельности……………………………………...
2.3. Трудовые функции выпускника, формируемые в результате освоения АОППО…..
2.4. Результаты реализации АОППО……………………………………………………….
2.5. Структура АОППО……………………………………………………………………...
2.6. Трудоемкость АОППО …………………………………………………………………
2.7. Срок освоения АОППО………………………………………………………………...
Раздел 3. Документы, определяющие содержание и организацию процесса обучения при
реализации АОППО……………………………………………………………………………...
Раздел 4. Контроль и оценка результатов освоения АОППО………………………………....
Раздел 5. Обеспечение специальных условий для обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ…
5.1. Кадровое обеспечение процесса обучения…………………………………………….
5.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение……………………………...
5.3. Материально-техническое обеспечение……………………………………………….
Раздел 6. Требование к организации практики обучающихся в процессе реализации
АОППО............................................................................................................................
Раздел 7. Характеристика социокультурной среды образовательной организации,
обеспечивающей социальную адаптацию обучающихся……………………………………..
Приложение

2

Раздел 1. Общие положения
Адаптированная основная программа профессионального обучения (далее - АОППО)
разработана с целью обеспечения права на профессиональное обучение лиц с умственной
отсталостью (нарушениями интеллектуального развития), а также реализации специальных
условий для обучения данной категории обучающихся.
Реализация АОППО для лиц с умственной отсталостью (нарушениями
интеллектуального развития) определяется техникумом в соответствии с рекомендациями,
данными по результатам психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК), а
также созданными специальными условиями: увеличенные сроки обучения, включение в
учебный план адаптационного цикла, адаптации дисциплин общеобразовательного,
общепрофессионального и профессионального цикла, наличие педагога-психолога.
АОППО регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия
реализации образовательного процесса и включает в себя:
- учебный план, календарный учебный график;
- программы учебных дисциплин общепрофессионального цикла;
- программы учебных дисциплин (профессиональных модулей, междисциплинарных
курсов) профессионального цикла;
- программы дисциплин адаптационного цикла;
- программы учебной и производственной практик.
- рабочая программа воспитания, календарный план воспитательной работы.
Образовательный процесс выстроен с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей обучающихся с целью создания благоприятных условий для
профессионального обучения, реабилитации и адаптации подростков с нарушениями в
умственном и физическом развитии.
При разработке программ учебных дисциплин общепрофессионального и
профессионального циклов, программ учебной и производственной практик учитываются
установленные профессиональным стандартом «Специалист в области декоративного
садоводства" трудовые функции и необходимые знания и умения.
Учебная и производственная практика реализуется в соответствии с объемом,
установленным учебным планом. Производственная практика для лиц с умственной
отсталостью (нарушениями интеллектуального развития) может быть организована как в
условиях техникума, так и на базе производственных предприятий. Профстандарт «Работник
в области ветеринарии" представляет собой характеристику квалификации (то есть уровня
знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы), необходимой работнику для
осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе
выполнения определенной трудовой функции. АОППО обеспечивает достижение
обучающимися с ОВЗ результатов, установленных профессиональным стандартом
1.1. Нормативно-правовые основы разработки адаптированной образовательной
программы
АОППО разработана с учетом следующих нормативно-правовых актов:
− Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
– Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации»;
– Федеральный закон от 03.05.2012 № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах
инвалидов»;
– Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 января
2015 № ДЛ-1/05вн «Методические рекомендации по разработке основных
профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных
программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов»;
3

– Письмо Департамента государственной политики в сфере профессионального
образования и опережающей подготовки кадров от 11.02.2019 г. № 05-108 «О
профессиональном обучении лиц с различными формами умственной отсталости»;
– Письма Министерства просвещения Российской Федерации от 31 августа 2020 г. N
ДГ-1342/07
«Об организации образования лиц
с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)»;
– Приказ Минпросвещения России от 26.08.2020 г. № 438 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам
профессионального обучения»;
Приказ Минтруда России от 12.10.2021 N 712н "Об утверждении профессионального
стандарта "Работник в области ветеринарии
− Методические рекомендации по организации и осуществлению образовательной
деятельности по программам профессионального обучения лиц с умственной отсталостью
(нарушениями интеллектуального развития) / Д.Р. Макеева, Е.А. Канатникова, Е.В.
Николаева, Е.А. Деникаева – М.: ФГБОУ ДПО ИРПО, 2022. – 33 с.
− Устав ГБПОУ РМ «Краснослободский аграрный техникум».
В АОППО используются следующие термины, определения, сокращения:
Адаптационная дисциплина - элемент адаптированной образовательной программы
среднего профессионального образования, направленный на индивидуальную коррекцию
учебных и коммуникативных умений и способствующий социальной и профессиональной
адаптации обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья.
Адаптированная основная образовательная программа профессионального
обучения - программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих адаптированная
для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом
особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при
необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию
указанных лиц.
Заключение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) - документ, в
котором отражены необходимые специальные условия для получения образования
обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством
функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами,
приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его
социальной защиты.
Индивидуальная программа реабилитации или абилитации (ИПРА) инвалида разработанный на основе решения Государственной службы медико-социальной экспертизы
комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя
отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских,
профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление,
компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление,
компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение
образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом
особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. Инклюзивное
образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом
разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Медико-социальная экспертиза (МСЭ) - признание лица инвалидом и определение
в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной
защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности,
вызванных стойким расстройством функций организма.
4

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо,
имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные
психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования
без создания специальных условий.
Основные
программы
профессионального
обучения
программы
профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы
переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих,
служащих.
Особые образовательные потребности - это потребности в условиях, необходимых
для оптимальной реализации актуальных и потенциальных возможностей, которые может
проявить человек в процессе обучения.
Профессиональное обучение - вид образования, который направлен на приобретение
обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для
выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой,
служебной деятельности, профессий).
Специальные условия для получения образования - условия обучения, воспитания
и развития обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья, включающие в себя использование специальных образовательных программ и
методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических
материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального
пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся
необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных
коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих
образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено
освоение образовательных программ инвалидами и обучающимися с ограниченными
возможностями здоровья.
АОППО − адаптированная основная программа профессионального обучения.
ПМПК – психолого-медико-педагогическая комиссия
ОВЗ – ограниченные возможности здоровья.
МДК – междисциплинарный курс.
УП – учебная практика.
ПП – производственная практика.
АЦ – адаптационный цикл.
1.2. Требования к поступающим.
К освоению АОППО допускаются лица, имеющие свидетельство об окончании
специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида.
Зачисление на обучение по адаптированной основной образовательной программе
профессионального обучения осуществляется по личному заявлению поступающего
инвалида или поступающего с ограниченными возможностями здоровья на основании
представленной справки медико-социальной экспертизы или/и заключения психологомедико-педагогической комиссии с рекомендацией об обучении по данной профессии,
содержащего информацию о необходимых специальных условиях обучения.
Нарушение интеллектуального развития − это стойкое, выраженное недоразвитие
познавательной деятельности вследствие диффузного органического поражения центральной
нервной системы (ЦНС). Оно может быть отягощено психическими заболеваниями
различной этиологии, что требует не только их медикаментозного лечения, но и организации
психолого-педагогического сопровождения таких обучающихся в образовательных
организациях.
Общая
характеристика
психофизических
особенностей
нарушения
интеллектуального развития:
5

Восприятие. Замедленный темп восприятия. Узость объема восприятия.
Обучающиеся выхватывают отдельные части в обозреваемом объекте, в прослушанном
тексте, не видя и не слыша иногда важный для общего понимания материал, что, безусловно,
сказывается на качестве их обучения. Низкий уровень развития константности восприятия.
Недостаточная активность восприятия проявляется в слабой поисковой активности и
приводит к трудностям восприятия в усложненных условиях. Трудности восприятия
пространства и времени, что мешает им ориентироваться в окружающем.
Внимание. Нарушения как активного, так и пассивного внимания. Низкий объем
внимания. Неустойчивость внимания. Низкий уровень развития распределения внимания,
поэтому одновременное выполнение двух операций недоступно. Трудности при
переключении внимания с одного объекта на другой. Быстрая утомляемость внимания.
Мышление. Мышление развивается значительно медленнее и в гораздо более поздние
сроки. Не все виды мышления, особенно словесно-логическое, достигают у обучающихся с
нарушением интеллектуального развития такого уровня, который прослеживается в
мыслительной деятельности детей с нормальным интеллектом. Затруднения в обобщении.
Сниженная способность к классификации. Неспособность действовать по аналогии. Анализ
отличается бедностью, непоследовательностью и фрагментарностью. Неадекватный,
фрагментарный синтез. Неспособность к установлению причинно-следственной связи между
объектами и явлениями, непонимание последовательности событий. Снижение способности
к сравнению. Недоразвитие абстрактного мышления.
Память. Неспособность к целенаправленному запоминанию; замедленный темп
усвоения нового материала; низкий объем памяти (объем равен 3–4 объектам); слабость
произвольной памяти; низкая точность воспроизведения; сниженная способность к
логическому запоминанию; преобладание непроизвольного запоминания.
Речь. Системное недоразвитие речи (нарушения фонетической, лексической,
грамматической сторон речи); трудности понимания речи, многоступенчатых инструкций;
малый словарный запас; трудности звукобуквенного анализа и синтеза, что приводит к
существенным трудностям овладения письменной речью.
Движения (моторика). Двигательные навыки формируются с задержкой, затруднена
пространственная ориентировка, двигательная активность часто носит нецеленаправленный
характер; Недостаточность развития точности движений, координации и равновесия,
наличие стереотипных движений и других моторных расстройств. Недостатки моторики
выражающиеся в замедленности движений, неуклюжести, в неравномерном характере
движений, обусловлены неустойчивостью внимания. Скорость и точность выполнения
ручных операций (легко автоматизируемые действия) выполняются сравнительно хорошо.
Поведение. Безынициативность,
неумение
самостоятельно
действовать;
импульсивность; повышенная возбудимость или заторможенность; слабость собственных
намерений; стереотипность, сниженная самооценка; деструктивность.
Для лиц с нарушениями интеллектуального развития характерны следующие особые
образовательные потребности:
− получение специальной помощи средствами образования;
− обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса;
− научный, практико-ориентированный, действенный характер содержания
образования;
− доступность содержания познавательных задач, реализуемых в процессе
образования;
− увеличение сроков получения образования;
− систематическая актуализация сформированных у обучающихся знаний и умений;
− специальное обучение их «переносу» с учетом изменяющихся условий учебных,
познавательных, трудовых и других ситуаций;

6

− обеспечение
особой
пространственной
и
временной
организации;
общеобразовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной
системы и нейродинамики психических процессов;
− использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и
поведения обучающихся, демонстрирующих доброжелательное и уважительное отношение к
ним;
− развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира с учетом возрастных
и индивидуальных особенностей обучающегося к обучению и социальному взаимодействию
со средой;
− стимуляция познавательной активности, формирование позитивного отношения к
окружающему миру.
− овладение разнообразными видами, средствами и формами коммуникации,
обеспечивающими успешность установления и реализации социокультурных связей и
отношений обучающегося с окружающей средой; возможность обучения по программам
профессиональной подготовки квалифицированных рабочих, служащих;
− психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие обучающегося с
педагогами и другими обучающимися;
− психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия
семьи и организации;
− постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы
организации.
Раздел 2. Характеристика профессиональной деятельности выпускников и
требования к результатам освоения АОППО
Цели реализации АОППО:
- получение лицами с нарушениями интеллектуального развития необходимых
знаний, умений, практического опыта трудовых действий, необходимых для выполнения
конкретных работ с учетом потребностей соответствующего производства и для работы с
конкретным оборудованием и технологиями;
- получение указанными лицами квалификационного разряда по профессии 18103
Садовник
2.1. Область и объекты профессиональной деятельности
Область профессиональной деятельности – 13 Сельское хозяйство в соответствии с
приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 сентября
2014 г. № 667н «О реестре профессиональных стандартов (перечне видов профессиональной
деятельности)»
Объекты профессиональной деятельности
Объектами профессиональной деятельности выпускника являются:
- заказы потребителей на выполнение работ;
- территории озеленения (парки и сады, помещения);
- цветочные растения, деревья и кустарники;
- технологические процессы, в том числе социальные препараты и материалы
2.2. Виды профессиональной деятельности
Обучающийся по АОППО по профессии 18111 Санитар ветеринарный готовится к
следующим видам профессиональной деятельности:
ОТФ А. Выполнение вспомогательных работ по оказанию ветеринарной помощи
животным
2.3. Трудовые функции выпускника, формируемые в результате освоения
АОППО
7

Выпускник, освоивший ПО, должен обладать знаниями и умениями, необходимыми
для выполнения следующих трудовых функций:
ТФ A/01.3 Выполнение работ по поддержанию безопасных ветеринарно-санитарных
условий в ветеринарной клинике, пункте, лаборатории
ТФ A/02.3. Уход за больными и лабораторными животными
ТФ А/03.3 Проведение отдельных профилактических ветеринарных мероприятий
2.4. Результаты реализации АОППО
Общие компетенции
Формулировка компетенции
Содержание компетенции
ОК 1. Выбирать способы решения задач Развитие интереса обучающихся к
профессиональной деятельности применительно к осваиваемой
профессии
и
различным контекстам
универсальных учебных действий
ОК 2. Использовать современные средства поиска, Нахождение
и
использование
анализа
информации
для
эффективного
и
интерпретации
информации, выполнения
профессиональных
и информационные технологии для выполнения задач задач,
профессионального
и
профессиональной деятельности
личностного развития
ОК
05.
Осуществлять
устную Грамотно излагать свои мысли и
и
письменную
коммуникацию оформлять
документы
по
на государственном языке Российской Федерации с профессиональной
тематике
учетом
особенностей
социального на государственном языке, проявлять
и культурного контекста
толерантность в рабочем коллективе
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую Знать
сущность
гражданскопозицию, демонстрировать осознанное поведение патриотической
позиции,
на
основе
традиционных
общечеловеческих общечеловеческих ценностей
ценностей,
в
том
числе значимость
профессиональной
с
учетом
гармонизации
межнациональных деятельности
по
профессии
и межрелигиозных отношений, применять стандарты (специальности)
антикоррупционного поведения
стандарты
антикоррупционного
поведения
и последствия его нарушения
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей определять
направления
среды, ресурсосбережению, применять знания ресурсосбережения
об изменении климата, принципы бережливого в
рамках
профессиональной
производства,
эффективно
действовать деятельности
в чрезвычайных ситуациях
по профессии, осуществлять работу с
соблюдением
принципов
бережливого производства
Определение результатов освоения программ профессионального обучения на
основе профессионального стандарта
Трудовая
A/01.3

функция Выполнение работ по поддержанию безопасных ветеринарносанитарных условий в ветеринарной клинике, пункте,
лаборатории
Трудовые действия
Приготовление
растворов
для
дезинфекции
помещений,
оборудования ветеринарной клиники, пункта, лаборатории в
8

соответствии с планом дезинфекции
Проведение дезинфекции помещений и оборудования ветеринарной
клиники, пункта, лаборатории для уничтожения патогенной и
условно-патогенной микрофлоры
Обеззараживание спецодежды после ее использования при
осуществлении ветеринарной деятельности
Проведение очистки и дезинфекции хозяйственного инвентаря и
специального оборудования после его использования в процессе
уборки ветеринарной клиники, пункта, лаборатории
Проведение ежедневной влажной уборки для поддержания чистоты в
помещениях ветеринарной клиники, пункта, лаборатории
Стерилизация инструментов и материалов различными методами для
обеспечения ветеринарно-санитарной безопасности ветеринарной
деятельности
Размещение на хранение инструментов и материалов после
стерилизации, исключающее нарушение их стерильности
Упаковка стерильных инструментов и материалов, предназначенных
для использования в полевых условиях, для сохранения
стерильности в процессе транспортировки
Размещение на хранение лекарственных средств для ветеринарного
применения
Заполнение учетно-отчетной документации по обеззараживанию
ветеринарной клиники, пункта, лаборатории

Трудовые умения

Подбирать дезинфицирующие средства и хозяйственный инвентарь
для проведения дезинфекции помещений и оборудования
ветеринарной клиники, пункта, лаборатории
Рассчитывать объемы дезинфицирующих растворов, необходимых
для проведения дезинфекции помещений и оборудования
ветеринарной клиники, пункта, лаборатории
Готовить
дезинфицирующие
растворы
с
концентрацией,
соответствующей
плану дезинфекции,
с
использованием
химической посуды и лабораторного оборудования
Производить сухую и влажную механическую очистку помещений
и оборудования ветеринарной клиники, пункта, лаборатории для
подготовки поверхностей к дезинфекции
Обрабатывать поверхности пола, стен, потолка и оборудования
ветеринарной клиники, пункта, лаборатории дезинфицирующими
средствами вручную и с использованием специального
оборудования
Дезинфицировать помещения и оборудование
клиники, пункта, лаборатории физическими
использованием специального оборудования

ветеринарной
методами с

Пользоваться специальным оборудованием при проведении
дезинфекции помещений и оборудования ветеринарной клиники,
пункта, лаборатории химическими и физическими методами в
соответствии с инструкциями по эксплуатации оборудования
Производить санитарную обработку спецодежды, использованной
9

при осуществлении ветеринарной деятельности, для обеспечения ее
дезинфекции
Осуществлять очистку и мытье инструментов перед процессом
стерилизации для удаления загрязнений механическим способом
Проводить
стерилизацию
инструментов
и
материалов,
используемых в профессиональной деятельности, физическими и
химическими методами
Пользоваться специальным оборудованием, в том числе
автоматизированным,
при
стерилизации
инструментов
и
материалов, используемых в ветеринарной деятельности, в
соответствии с инструкциями по эксплуатации оборудования
Осуществлять хранение лекарственных средств ветеринарного
применения в соответствии с нормативными правовыми актами,
регламентирующими хранение лекарственных средств
Подбирать и применять средства индивидуальной защиты в
соответствии с выполняемыми работами
Оформлять журнал учета дезинфекции ветеринарного лечебного
подразделения
Необходимые знания
Механические, химические и физические методы дезинфекции,
используемые для поддержания безопасных ветеринарносанитарных условий в ветеринарной клинике, пункте, лаборатории
Растворы, используемые для дезинфекции помещений и
оборудования ветеринарной клиники, пункта, лаборатории в
соответствии с требованиями нормативных правовых актов,
регламентирующих
проведение
дезинфекции
объектов
государственного ветеринарного надзора
Нормы расхода дезинфицирующих растворов на единицу площади
в ветеринарной клинике, пункте, лаборатории в соответствии с
нормативными
правовыми
актами,
регламентирующими
проведение дезинфекции объектов государственного ветеринарного
надзора
Техника приготовления растворов дезинфицирующих веществ для
дезинфекции помещений и оборудования ветеринарной клиники,
пункта, лаборатории
Правила использования (эксплуатации) химической посуды и
лабораторного
оборудования
при
приготовлении
дезинфицирующих растворов для дезинфекции помещений и
оборудования ветеринарной клиники, пункта, лаборатории
Порядок дезинфекции помещений и оборудования ветеринарной
клиники, пункта, лаборатории в соответствии с нормативными
правовыми актами, регламентирующими проведение дезинфекции
объектов государственного ветеринарного надзора
Правила эксплуатации специального оборудования, используемого
для дезинфекции помещений и оборудования ветеринарной
клиники, пункта, лаборатории
Методы, правила обработки и хранения спецодежды, используемой
10

в ветеринарной деятельности
Требования к дезинфекции и хранению хозяйственного инвентаря
ветеринарной клиники, пункта, лаборатории
Техника стерилизации инструментов и материалов, используемых в
ветеринарной деятельности, различными методами
Специальное оборудование, используемое для стерилизации
инструментов и материалов, и правила его эксплуатации
Правила хранения стерильных инструментов и материалов в
ветеринарной клинике, пункте, лаборатории
Правила упаковки стерильных инструментов и материалов,
предназначенных для использования в полевых условиях
Правила хранения лекарственных средств для ветеринарного
применения
Правила заполнения журнала учета дезинфекции в соответствии с
требованиями ветеринарной отчетности
Требования охраны труда в части, регламентирующей выполнение
трудовых обязанностей
Трудовая функция
A/02.3.

Трудовые действия

Трудовые умения

Уход за больными и лабораторными животными

Осуществление контроля среды обитания больных и лабораторных
животных
Наблюдение за состоянием больных и лабораторных животных
Информирование ветеринарного специалиста о выявленных
отклонениях в состоянии здоровья больных и лабораторных
животных от нормы (ожидаемого состояния)
Контроль за реализацией программы мероприятий по обогащению
среды обитания лабораторных животных
Выполнение работ по кормлению и поению больных и лабораторных
животных
Укладка (замена) в ограждениях для больных и лабораторных
животных подстилочного, гнездового и абсорбирующего материала
Уборка мест содержания больных и лабораторных животных
Ведение учетной документации по больным и лабораторным
животным
Регулировать систему вентиляции, температуру, влажность воздуха,
освещение в помещениях для содержания больных и лабораторных
животных, в том числе с использованием автоматизированных
систем контроля
Пользоваться специальным оборудованием для контроля и
регулирования среды обитания больных и лабораторных животных в
соответствии с правилами эксплуатации оборудования
Выявлять отклонения в состоянии здоровья больных и лабораторных
животных, требующие участия ветеринарного специалиста
Оценивать эффективность (пользу для лабораторных животных)
11

мероприятий по обогащению среды обитания на основе наблюдений
за животными
Разрабатывать предложения по корректировке мероприятий по
обогащению среды обитания лабораторных животных
Осуществлять подготовку и раздачу кормов больным и
лабораторным животным в соответствии с распорядком дня и
разработанными рационами
Выполнять очистку, стерилизацию кормушек, бункеров, емкостей,
используемых для кормления и поения больных и лабораторных
животных
Рассчитывать потребность в подстилочном, гнездовом и
абсорбирующем материале для больных и лабораторных животных
Выполнять очистку, мойку, дезинфекцию мест содержания больных
и лабораторных животных, оборудования, аксессуаров
Осуществлять при необходимости контакт, в том числе приручение
лабораторных животных
Вести учетные записи о поступлении, использовании, утилизации
животных
Необходимые знания Требования к среде обитания (микроклимату) при содержании
больных и лабораторных животных
Оборудование, используемое для контроля и регулирования среды
обитания больных и лабораторных животных, и правила его
эксплуатации
Естественное поведение и биологические особенности животных
Технология подготовки и раздачи кормов больным и лабораторным
животных в зависимости от их вида и особенностей состояния
Технология поения больных и лабораторных животных
Порядок очистки и стерилизации кормушек, бункеров, емкостей,
используемых для кормления и поения больных и лабораторных
животных
Виды и нормы расхода подстилочных, гнездовых и абсорбирующих
материалов, используемых при содержании больных и лабораторных
животных
Порядок очистки, мойки, дезинфекции мест содержания больных и
лабораторных животных, оборудования, аксессуаров
Правила общения с животными
Правила ведения учетной документации по больным и лабораторным
животным
Требования охраны труда в части, регламентирующей выполнение
трудовых обязанностей
Трудовая функция
А/03.03

Проведение отдельных
мероприятий

Трудовые действия

Подготовка специальных инструментов и оборудования для
проведения
отдельных
профилактических
ветеринарных
мероприятий (обрезка копыт, декорнуация, дебикирование,
обработка кожного покрова)
Осмотр
животных
перед
проведением
профилактических
мероприятий (обрезка копыт, декорнуация, дебикирование,
обработка кожного покрова) с целью определения возможности их
12

профилактических

ветеринарных

проведения
Фиксация животных перед проведением ветеринарных мероприятий
для обеспечения безопасных условий работы
Выполнение обрезки копыт животным
Проведение мероприятий по предупреждению роста рогов у
молодняка химическим и термическим способом
Удаление рогов у взрослых животных бескровным способом
Дебикирование птицы в промышленном птицеводстве
Санитарно-гигиеническая обработка кожного покрова животных
Оформление учетно-отчетной документации

Трудовые умения

Выявлять противопоказания к проведению профилактических
ветеринарных мероприятий при осмотре животных
Закреплять животных, а также подвергающиеся воздействию части
тела (конечности, голову), в специальных станках или стойлах при
обрезке копыт, декорнуации, обработке кожных покровов
Удалять огрубевшую роговую часть копыта с использованием
специальных инструментов
Выравнивать копытную стенку с использованием специальных
инструментов
Пользоваться специальными инструментами при проведении обрезки
копыт
Пользоваться специальными инструментами, оборудованием и
химическими препаратами при проведении мероприятий по
предупреждению роста рогов у молодняка и удалению рогов у
взрослых животных
Производить отсечение части клюва у птицы с использованием
специального оборудования
Пользоваться специальным оборудованием при дебикировании
птицы в соответствии с инструкциями по эксплуатации
оборудования
Наносить противопаразитарные препараты на кожный покров
животного в соответствии с инструкциями по применению
препаратов

Необходимые знания Порядок подготовки специальных инструментов и оборудования для
проведения
отдельных
профилактических
ветеринарных
мероприятий (обрезка копыт, декорнуация, дебикирование,
обработка кожного покрова)
Противопоказания для проведения отдельных профилактических
ветеринарных мероприятий
(обрезка
копыт,
декорнуация,
дебикирование, обработка кожного покрова)
Техника фиксации животных в специальных станках и стойлах при
проведении обрезки копыт, декорнуации, обработки кожного
покрова
Технология обрезки копыт животных
Специальные инструменты для обрезки копыт животных и правила
их использования
Способы и технология проведения мероприятий по предупреждению
роста рогов у молодняка и удалению рогов у взрослых животных
13

Специальные инструменты, оборудование и химические препараты
для проведения декорнуации и правила их эксплуатации
(использования)
Технология дебикирования птицы
Специальное оборудование для дебикирования птицы и правила его
эксплуатации
Порядок обработки кожного покрова животных
Правила использования противопаразитарных препаратов
Требования охраны труда в части, регламентирующей выполнение
трудовых обязанностей
2.5. Структура АОППО
Код, ОП

Наименование УД, МДК
Общепрофессиональный цикл
ОП.01
Основы трудового законодательства
ОП02
Этика и психология общения
ОП.03
Охрана окружающей среды
ОП.04
Физическая культура
ОП.05
Русский язык и культура речи
ОП.06
Анатомия и физиология животных
ОП.07
Основы зоотехнии
ОП.08
Основы микробиологии
ОП.09
Ветеринарная фармакология
ОП .10
ОБЖ
Адаптационный цикл
АД.01
Психология личности и профессиональное самоопределение
АД.02
Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний
АД.03
Коммуникативный практикум
Профессиональный цикл
МДК.01.01
Организация работ по профессии 18111 «Санитар ветеринарный»
УП.01
Учебная практика
ПП.01
Производственная практика
ПА Промежуточная аттестация
ИА Итоговая аттестация (квалификационный экзамен)
2.6. Трудоемкость АОППО
Объем образовательной программы составляет 2460 академических часов.
2.7. Срок освоения АОППО
Срок получения образования по АОППО - 1 год 10 месяцев.
Форма обучения: очная.
По завершению образовательной программы выпускникам выдаются свидетельства о
профессии рабочего, должности служащего установленного образца
Раздел 3. Документы, определяющие содержание и организацию процесса
обучения при реализации АОППО.
Учебный план определяет качественные и количественные характеристики АОППО:
объемные параметры учебной нагрузки в целом, по годам обучения и по семестрам;
перечень дисциплин, профессиональных модулей и их составных элементов
(междисциплинарных курсов, учебной и производственной практик); последовательность
изучения дисциплин и профессиональных модулей; распределение различных форм
14

промежуточной аттестации по годам обучения и по семестрам; распределение по семестрам
и объемные показатели подготовки и проведения итоговой аттестации.
Учебный план предусматривает:
- создание условий для воспитания, становления и формирования личности
обучающегося, для развития его склонностей, интересов и способности к социальному
самоопределению;
- комплектование группы до 15 человек;
- овладение знаниями в объеме, определенном едиными требованиями обязательного
минимума содержания профессионального обучения;
- коррекция недостатков в развитии, индивидуальная и групповая работа,
направленная на преодоление трудностей обучающихся в овладении отдельными
предметами, проблем в общении.
Общепрофессиональные и профессиональные компоненты реализуются также через
коррекционно-развивающую, адаптационную область, где особое внимание уделяется
формированию навыков адаптации личности в современных жизненных условиях.
Учебный год начинается 1 сентября и заканчивается 30 июня. Календарный учебный
график разрабатывается при обязательном соблюдении продолжительности сессии,
производственной и учебной практик, каникул, промежуточной аттестации и сроков
проведения итоговой аттестации.
Учебный план, календарный учебный график, программы учебных дисциплин
общеобразовательного, общепрофессионального, адаптационного и профессионального
циклов представлены в Приложении.
Раздел 4. Контроль и оценка результатов освоения АОППО.
Оценка качества освоения адаптированной образовательной программы включает
текущий контроль знаний, промежуточную аттестацию, итоговую аттестацию обучающихся.
Текущий контроль знаний осуществляется на учебных занятиях, формы контроля:
устный опрос, фронтальный опрос, письменный опрос, контрольная работа, практическая
работа, лабораторная работа, проверочная работа. При необходимости обучающимся
предоставляется дополнительное время для подготовки ответа.
Текущий контроль успеваемости для обучающихся с интеллектуальными
нарушениями имеет большое значение, поскольку позволяет своевременно выявить
затруднения и отставание в обучении и внести коррективы в учебную деятельность.
Промежуточная
аттестация
слушателей
адаптированной
программы
профессионального обучения осуществляется в форме зачетов, экзаменов. Форма
промежуточной аттестации для обучающихся с интеллектуальными нарушениями
установлена с учетом индивидуальных психофизических особенностей.
При необходимости для них предусматривается увеличение времени на подготовку к
зачетам/экзаменам, а также предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на
зачете/экзамене.
Комплекты контрольно-оценочных средств, позволяющие оценить знания, умения и
освоенные компетенции разрабатываются и утверждаются техникумом.
С целью обеспечения дифференцированного подхода учитываются индивидуальные
психофизические особенности обучающихся при организации учебного процесса и контроле
знаний:
- операциональные
характеристики
деятельности
(темп,
продуктивность,
работоспособность, истощаемость, объем предполагаемых заданий);
- дозирование нагрузок с учетом индивидуальных особенностей;
- используется чередование видов деятельности; короткие четко сформулированные
задания; текстовая информация, представленная в виде печатных таблиц на стендах или
электронных носителях.
15

- подача учебного
материала осуществляется небольшими,
логическими
законченными дозами с опорой на наглядность.
- при предъявлении нового и закрепление изученного материала используются
вариативное повторение, пошаговые инструкции. Оказывается дозированная помощь.
- используется закрепление и многократное повторение материала с переносом на
аналогичный материал, в продуктивных видах деятельности.
- проявляется особый педагогический такт. Используется индивидуальный подход
при оценивании деятельности понятный обучающемуся.
- использование наглядных опор: применяются схемы и таблицы, приближенные к
жизни, реалистические иллюстрации, технологические карты, с опорой на субъективный
опыт обучающегося, рационально определять объем применения наглядных средств, с
соблюдением принципа необходимости и доступности; использование качественных
наглядных методов (натуральных, изобразительных, символических) и приспособление для
их демонстрации.
- используется замедленный темп обучения; упрощена структура знаний, умений и
навыков в соответствии с психофизическими возможностями обучающегося.
- максимальная опора на практическую деятельность и опыт обучающегося, на
наиболее развитые его способности; осуществляется дифференцированное руководство
учебной деятельностью обучающегося.
- применяются на занятиях различные методы: словесный метод - рассказ, беседа,
объяснение. Наглядный метод – показ, иллюстрация, наблюдение. Практический метод –
выполнение упражнений, заданий, формирующих профессиональные умения и навыки.
С целью повышения работоспособности используются упражнения и задания с
учетом здоровьесберегающих технологий; подбор индивидуального темпа работы и нагрузки
обучающегося; рациональное дозирование содержание учебного материала; при переходе от
одного задания к другому предлагаются упражнения, переключающие внимание
обучающегося на новый вид работы, даются предельно развернутые инструкции,
увеличенное количество практических проб.
Итоговая аттестация выпускников, завершающих обучение по программам
профессионального обучения, является обязательной и осуществляется после освоения
адаптированной программы в полном объеме.
Целью итоговой аттестации является определение соответствия полученных знаний,
умений и практического опыта программы профессиональной подготовки по рабочей
профессии и установления на этой основе лицам, прошедшим профессиональное обучение.
К итоговой аттестации допускаются обучающиеся, выполнившие все требования
адаптированной образовательной программы профессионального обучения и успешно
прошедшие промежуточные аттестационные испытания, предусмотренные учебным планом
по профессии. Итоговая аттестация по АОППО по профессии 18103 Садовник проводится в
форме квалификационного экзамена.
Раздел 5. Обеспечение специальных условий для обучающихся инвалидов и лиц
с ОВЗ.
5.1. Кадровое обеспечение процесса обучения
Педагогические
работники,
участвующие
в
реализации
адаптированной
образовательной программы, ознакомлены с психофизическими особенностями
обучающихся с нарушениями интеллектуального развития и учитывают их при организации
образовательного процесса.
Преподаватели и мастера производственного обучения получают дополнительное
профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в
форме стажировки в организациях, направление деятельности которых соответствует
области профессиональной деятельности: 13 Сельское хозяйство не реже 1 раза в 3 года, с
учетом расширения спектра профессиональных компетенций.
16

Работа педагога-психолога с данной категорией лиц заключается в создании
благоприятного психологического климата, формировании условий стимулирующих
личностный и профессиональный рост, обеспечении психологической защищенности
обучающихся, поддержке и укреплении их психического здоровья.
5.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение
Адаптированная образовательная программа по профессии Садовник обеспечена
учебно-методической документацией по всем учебным дисциплинам, включая
адаптационные курсы.
Библиотечный фонд укомплектован печатными и (или) электронными изданиями по
каждой дисциплине (модулю) из расчета одно печатное издание и (или) электронное издание
по каждой дисциплине (модулю) на одного обучающегося. Библиотечный фонд
укомплектован печатными изданиями и (или) электронными изданиями основной и
дополнительной учебной литературы, вышедшими за последние 5 лет.
Библиотечный фонд помимо учебной литературы включает официальные, справочнобиблиографические и периодические издания и обеспечивает к ним доступ обучающихся
инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с использованием
специальных технических и программных средств.
Обучающиеся с интеллектуальными нарушениями, в отличие от остальных, имеют
свои специфические особенности восприятия, переработки материала, выполнения
промежуточных и итоговых форм контроля знаний. Они обеспечены печатными и
электронными образовательными ресурсами в адаптированных формах: в печатной форме
и/или в форме электронного документа.
5.3. Материально-техническое обеспечение
Материально-техническое обеспечение реализации адаптированной образовательной
программы отвечает требованиям, определенным в профессиональном стандарте 18103
Садовник, а так же особым образовательным потребностям лиц с интеллектуальными
нарушениями.
В связи с этим в структуре материально-технического обеспечения образовательного
процесса обучающихся с ОВЗ отражена специфика требований к доступной среде, в том
числе:
- организации рабочего места обучающегося;
- техническим и программным средствам общего назначения.
Для реализации АОППО по профессии 18103 Садовник техникум располагает
материально-технической базой обеспечивающей проведение занятий по всем учебным
дисциплинам, профессиональным модулям и учебной практике. Материально-техническая
база соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам.
Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских для реализации АОППО
Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и др.
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Наименование
Кабинеты
Социально-экономических дисциплин
Безопасности жизнедеятельности и охраны труда
Экологических основ природопользования
Информационных технологий в профессиональной деятельности
Русского языка
Организации ветеринарного дела
Животноводства
17

1.
2.
3.
4.
5.
6.

1.

Лаборатории
анатомии и физиологии животных;
ветеринарной фармакологии и латинского языка;
кормление животных;
зоогигиены м ветеринарной санитарии;
патологической физиологии и патологической анатомии;
внутренних незаразных болезней;
Спортивный комплекс
Мастерская по компетенции «Ветеринария»
Спортивный зал
Библиотека, читальный зал с выходом в Интернет
Актовый зал

Раздел 6. Требование к организации практики обучающихся в процессе
реализации АОППО
Практика представляет
собой
вид
учебных занятий,
непосредственно
ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся, в том числе
обеспечивающую подготовку к итоговой аттестации (квалификационному экзамену).
Видами практики слушателей, осваивающих программы профессионального
обучения, являются: учебная практика и производственная практика. Программы практики
являются составной частью реализуемой адаптированной программы профессионального
обучения.
Для лиц с нарушениями интеллектуального развития форма проведения практики
устанавливается с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных
возможностей и состояния здоровья. При определении мест прохождения учебной и
производственной практики техникум учитывает рекомендации, данные по результатам
ПМПК, относительно рекомендованных условий и видов труда.
При необходимости для прохождения практики лицами с интеллектуальными
нарушениями создаются специальные рабочие места с учетом нарушенных функций и
ограничений их жизнедеятельности в соответствии с требованиями, утвержденными
Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 19 ноября 2013 года №685н «Об
утверждении основных требований к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест
для трудоустройства инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их
жизнедеятельности».
Раздел 7. Характеристика социокультурной среды образовательной организации,
обеспечивающей социальную адаптацию обучающихся.
В техникуме созданы условия, необходимые для всестороннего развития и
социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствующие развитию
воспитательного компонента образовательного процесса, включая участие обучающихся в
работе творческих коллективов, кружков, спортивных секций, во внеурочных спортивных и
творческих мероприятиях.
В техникуме сформирована профессиональная и социокультурная среда,
способствующая формированию готовности всех членов коллектива к общению и
сотрудничеству, способности воспринимать социальные, личностные и культурные
различия.
Важным фактором социальной адаптации является индивидуальная поддержка
обучающихся
с
интеллектуальными
нарушениями,
которая
носит
название
«сопровождение». Сопровождение привязано к структуре образовательного процесса,
определяется его целями, построением, содержанием и методами, имеет предупреждающий
18

характер и особенно актуально, когда у обучающихся с нарушениями интеллектуального
развития возникают проблемы учебного, адаптационного, коммуникативного характера,
препятствующие своевременному формированию необходимых компетенций.
Сопровождение в техникуме носит непрерывный и комплексный характер:
- организационно-педагогическое сопровождение направлено на контроль учебы
обучающегося с нарушениями интеллектуального развития в соответствии с графиком
учебного процесса в условиях инклюзивного обучения;
- психолого-педагогическое сопровождение осуществляется для обучающихся с
нарушениями интеллектуального развития, имеющих проблемы в обучении, общении и
социальной адаптации и направлено на изучение, развитие и коррекцию личности
обучающегося и адекватность становления его компетенций;
- профилактически-реабилитационное сопровождение предусматривает решение
задач, направленных на повышение психических ресурсов и адаптационных возможностей
лиц с интеллектуальными нарушениями, гармонизацию их психического состояния;
- социальное сопровождение решает широкий спектр вопросов социального
характера, от которых зависит успешная учеба лиц с интеллектуальными нарушениями в
техникуме.
В техникуме проводится систематическая работа с кадрами по их ознакомлению с
особыми образовательными потребностями обучающихся с интеллектуальными
нарушениями в целях создания толерантной среды.

19

Приложение 1 .Учебный план

ОП.07
ОП.08
ОП.09
ОП.10

Основы зоотехнии
Основы микробиологии
Ветеринарная фармакология
Основы безопасности
жизнедеятельности
Профессиональный цикл
Выполнение работ по профессии 18111
«Санитар ветеринарный»
Организация работ по профессии 18111

ПМ.00
ПМ.01
МДК

производственная

Учебная

1 курс

2 курс

1
полугодие
16,5
нед.

2
полугодие
23,5
нед.

1
полугодие
16,5
нед.

2
полугодие
23 нед.

495

705

495

690

22

28
24

24

з/2

138
50

98
36

40
14

з/4

48

34

14

з/2

40
507
25
34
20
130

28
197
17
24
14

12
310
8
10
6
130

20

24

56

40
80

28
32

12
48

20
80

20

60
20
60
38

26
14
26
16

34
6
34
22

30

30

1740

154

620

774

154

620

Дз/4
Дз/2
Дз/4
Дз/
2,4
Дз/2
1
2
Дз/4
3
Дз/4

Консультаций

Лабораторных и
практически
х занятий

Русский язык и культура речи
Анатомия и физиология животных

Обязательная
В том числе

Распределение обязательной нагрузки
по курсам и полугодиям (час.)

Теоретическ
их занятий

ОП.05
ОП.06

АД.02

Практика

Всего

АД.03
ОП.00
ОП.01
ОП.02
ОП.03
ОП.04

Адаптационный цикл
Психология личности и
профессиональное самоопределение
Социальная адаптация и основы
социально-правовых знаний
Коммуникативный практикум
Общепрофессиональный цикл
Основы трудового законодательства
Этика и психология общения
Охрана окружающей среды
Физическая культура

Учебная нагрузка обучающихся (час.)

Зачетов

А.00
АД.01

Распределение по:

Экзаменов

Индекс

Наименование циклов, дисциплин,
предметов

20
25
34
34

20
16

20
20

786

40
20

18

177

207

180

Кв./4
Дз/

20

133

257

01.01
УП.01

«Санитар ветеринарный»
Учебная практика

ПП.01

Всего

Производственная практика
Всего: дисциплин, МДК, практик
ПА
Промежуточная аттестация
ИА
Итоговая аттестация
Всего часов
Консультации на одного обучающегося 4 часа в
учебный год. Промежуточная аттестация – 1,5
недели. Итоговая аттестация – 1 неделя. Итоговая
аттестация – квалификационный экзамен.

2,4
Дз
2,/4
Дз/4

786

786

180
2385
45
30
2460
Дисциплин и МДК
Учебной практики
Производственной практики
Экзаменов
Зачетов , диф. зачетов (без. физ. культуры)

21

166

240

200

180

495

705

495

180
690

289
206
1
-

505
200
1
7

295
200
1
-

330
180
180
9

180

Приложение 2
Календарный учебный график

Календарный учебный график разрабатывается при обязательном соблюдении продолжительности теоретического
обучения, учебной и производственной практики, промежуточной аттестации, каникулы и сроков проведения итоговой
аттестации.
График учебного процесса

1
2

о
у
о
у

о
у
о
у

о
у
о
у

о
у
о
у

о
у
о
у

о
у
о
у

о
у
о
у

о
у
о
у

о
у
о
у

о
у
о
у

о
у
о
у

о
у
о
у

о
у
о
у

о
у
о
у

о
у
о
у

о
у
о
у

оу/
::
оу/
::

=

=

=

=

о
у
о
у

о
у
о
у

о
у
о
у

2
8

март

9 16
12 22

о
у
о
у

о
у
о
у

о
у
о
у

о
у
о
у

2
8

апрель

9 16 23
15 22 29

о
у
о
у

о
у
о
у

о
у
о
у

о
у
о
у

о
у
о
у

май

6 13 20
12 19 26

о
у
о
у

о
у
о
у

о
у
о
у

июнь

4 11 18 25 1
10 17 24 31 7

о
у
о
у

о
у
о
у

о
у
х

о
у
х

о
у
х

о
у
х

Условные обозначения
Учебная практика
(производственное обучение)

оу
теоретическое
обучение

с
теоретическим
обучением

оо
без
теоретического
обучения

Производственная практика
от
с
теоретическим
обучением

х
без
теоретического
обучения

22

::
промежуточная
аттестация

июль

8 15 22
14 21 28

=

III

каникулы

итоговая
аттестация

о
у
х

о
у

оу/
::

х

III

август

6 13 20
12 19 26

= = =

=

27.07 – 02.08

февраль

5 12 19
11 18 25

29.06 – 05.07

январь
22
28

27.04 – 03.05

8 15
14 21

30.03 – 05.04

декабрь

10 17 24 1
16 23 30 7

23.02 – 01.03

ноябрь
3
9

26.01 – 01.02

6 13 20
12 19 26

29.12 – 04.01

октябрь

15 22
21 28

27.10-02.11

8
14

29.09 – 05.10

курсы

сентябрь
1
7

=

3
9

10 17 24
16 23 31

=

=

=

=


Наверх

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.





Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».